logo
Оперное творчество А.С. Даргомыжского в контексте эволюции оперного жанра первой половины ХIХ века

Введение

А.С. Даргомыжский ? продолжатель русской музыкальной классики

Историческое место композитора определено давно: «Даргомыжский ? великий открыватель новых земель в русской музыке. Его новаторские завоевания не только плод своеобразного дарования композитора. Индивидуальные качества художника получили мощный стимул в той исторической обстановке, в которой он жил и творил», ? утверждает М. Пекелис [10, 5]. «Имя Александра Сергеевича Даргомыжского принято ставить рядом с именем Глинки или непосредственно вслед за ним как одного из основателей русской классической музыкальной школы», ? констатирует Ю. Келдыш [6, 83].

Изучение оперного творчества Даргомыжского потребовало обращения к монографическим работам обобщающего характера, в центре которых личность композитора, его биография и творчество. Особо хочется отметить основательность и масштабность издания М. Пекелиса, в котором автор собрал огромный массив документальных материалов о композиторе и его окружении, не оставил без внимания ни одного произведения, последовательно раскрыл все этапы творческого пути композитора [11]. В главах об операх присутствует анализ истории создания, сравнения с первоисточниками, трактовки сценических образов, рассмотрение отдельных, драматургически важных сцен.

Одной из значительных работ об эволюции оперного жанра в русской музыке является написанный Ю. Келдышем раздел в десятитомной «Истории русской музыки», где автор подытоживает достижения отечественной науки в этой области [6].

Среди источников, в которых анализируется то или иное отдельное произведение Даргомыжского, нельзя не отметить выдающуюся роль статьи А. Серова «Русалка», вышедшей в 1856 году и явившейся фундаментом для позднейших исследований [13]. Из последователей А. Серова наиболее независим от него Б. Асафьев, в статьях которого о поздних операх содержится немало ценных замечаний, в том числе о роли «женского образа» для последующих русских опер, о значении увертюры, о наличии внутреннего конфликта и др. [1]

Отдельных работ, посвященных «Эсмеральде» и «Торжеству Вакха» крайне мало, нет отдельных аналитических работ о «Русалке» ? наиболее известном сочинении композитора. Наибольший интерес у музыковедов всегда вызвала опера «Каменный гость», их внимание концентрировалось на ограниченном круге вопросов: новаторство в области оперной формы, речитатив, черты камерности. Новым взглядом на оперу Даргомыжского стала работа А. Цукера, в которой была впервые подвергнута анализу музыкальная концепция «Каменного гостя» [21].

Обращение к оперному творчеству Даргомыжского потребовало изучения литературы по общим вопросам анализа либретто и оперной драматургии, таковыми являются исследования М. Друскина [5], Б. Ярустовского [23], В. Фермана [19].

Деятельность Даргомыжского приходится на переходный период в истории России ? от первого этапа освободительного движения ко второму, «разночинскому». В области искусства этот исторический процесс нашел отражение в постепенной демократизации художественно-культурной жизни, в нарастании социально-критического, обличительного направления в творчестве русских писателей, художников, музыкантов, в утверждении метода критического реализма в литературе и живописи.

Эстетические принципы Даргомыжского начали формироваться уже в конце 30-х годов. Развиваясь и углубляясь, они на исходе 40-х годов стали воплощаться в оригинальные и зрелые формы художественного творчества. Огромное влияние на Даргомыжского, как и на Глинку, оказала русская литература, прежде всего в лице ее великих представителей ? Пушкина и Лермонтова, а также писателей гоголевской школы. Пушкин был любимейшим поэтом композитора, его стихи служили для него постоянным источником музыкального вдохновения в романсах и песнях, в операх. Однако до середины 40-х годов эстетика Даргомыжского носила неоднородный характер. В целом его художественный облик тех лет определялся усвоением черт классического реализма Пушкина и Глинки. В то же время многое в творчестве молодого композитора было связано с романтической традицией Лермонтова и с русской поэзией более раннего времени. Помимо того, на молодого Даргомыжского оказал влияние и французский литературный романтизм ? главным образом творчество В. Гюго, которое увлекало русского музыканта своей страстностью и социальной направленностью гуманизма.

Со второй половины 40-х годов Даргомыжский находит свой путь в музыкальном искусстве и становится одним из типичных представителей русского реализма послепушкинской эпохи. Это новое направление первоначально возникло в литературе и составило, по выражению Н. Г. Чернышевского, «гоголевский период» ее развития.

Под влиянием духа времени у Даргомыжского пробуждается живой интерес к «простым» людям, к явлениям обыденной действительности, порой весьма неприглядным, но зато обладающим особой привлекательностью в глазах художника-реалиста. Со зрелыми произведениями Даргомыжского в русскую музыку вошла социальная тематика, которая еще отсутствовала в творчестве Глинки, хотя и начала проникать в русское музыкальное искусство именно в 1840-х годах. В «Русалке» Даргомыжского, в его песнях и романсах появляются представители низших сословий общества ? крестьяне, солдаты, бедные чиновники, изображаются мелкие, частные явления общественной и семейной жизни. Но бытовое содержание, факты житейской повседневности всегда трактуются композитором с позиций гражданственности. В передаче жизненных сцен, в обрисовке людских характеров звучат ноты социального обличения и протеста.