logo
Органное творчество И.С. Баха

Введение

В XX веке были по-новому осознаны традиции и многовековые истоки органного искусства. Это связано, прежде всего, с возрождением барочных органных традиций, а также с возникновением различных течений, для которых характерно обращение к музыке прошлого как ведущему стилевому принципу. Имя И.С. Баха здесь выдвигается на первый план как образ великого композитора-органиста, воплотившего самые дерзкие помыслы своей эпохи. Однако современных композиторов привлекают в музыке Баха не только ее жанрово-стилевой контекст или музыкальная "лексика" - многими она рассматривается, скорее, как повод для собственных музыкальных фантазий. В их основе могут лежать какие-либо определенные композиционные принципы, характерные для Баха, символика его имени, а также художественные принципы эпохи барокко в целом, понятые в самом широком смысле.

Насущная потребность в изучении творчества Баха велика. Ведь органные опусы композитора исполняются постоянно, и на многие вопросы, возникающие то и дело у органистов (касающиеся, к примеру, регистровки, орнаментики, темпов, образного строя), должны быть сформулированы ответы. Да и само место органного наследия Баха в истории музыки исключительно - оно не музейный экспонат, а животворящее искусство, вдохновившее на создание шедевров таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Лист, Шуман, Брамс, Танеев, Стравинский, Шёнберг - этот список может быть бесконечным. Советский исследователь музыки академик Б.В. Асафьев писал, что Бах сделал так много, он такой гигант, что воспринимается не как личность, а как целая "творческая лаборатория".