logo
Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

Введение

В Выборге вплоть до начала XX века взаимодействовали четыре национальные культуры -- немецкая, шведская, финская и русская. Развитие выборгской музыкальной культуры, как и во всём Великом княжестве Финляндском, шло преимущественно в немецкой и шведской культурной сфере, однако в связи с большой долей русского населения в Выборге музыкальная культура в городе взаимодействовала и с русской культурной средой, о чём свидетельствуют объявления в газете "Wiborg". Взаимодействие культур постепенно вело к ассимиляции культурных влияний, которая и происходила в Великом княжестве Финляндском в третьей четверти XIX века. В результате этой ассимиляции сформировалась финская академическая музыкальная культура.

Симфонические оркестры Финляндии в 1850--1875 годах развивались в основном в немецкой сфере: основу репертуара коллективов составляли большей частью сочинения немецких композиторов, дирижёры были также в большинстве немцы. Первым, кто внёс вклад в развитие финской сферы в академической музыке Финляндии, был Фредерик Пациус, автор музыки к гимну "Maamme" ("Наш край"). Однако участие коренных финнов в академической музыкальной жизни своей страны было крайне малым.

Вернёмся к положению в музыкальной культуре Выборга третьей четверти XIX века. Центральными фигурами музыкальной жизни Выборга того времени были Рихард Фальтин и Генрих Вехтер, на первом плане были также Леопольд Крон; Густав и Фердинанд Шпоры. Вершиной деятельности Фальтина в Выборге стал симфонический оркестр, состоявший из двадцати музыкантов.

Оркестр работал с осени 1859 по весну 1863 года и с 1867 по 1869 год; исполнял музыку Гайдна, Моцарта и Бетховена, а также Керубини, Рамо, Мендельсона, Глинки, Шумана и Вебера.

В историю музыкального Выборга имя Рихарда Фальтина вписано как имя деятеля, кто проложил путь к расцвету музыкальной деятельности "города четырёх культур", кто своей работой в Выборге достиг отличных результатов.

После коллектива, которым руководил Фальтин, в истории Выборга было ещё шесть симфонических оркестров. Скоро мы будем наблюдать за деятельностью уже восьмого оркестра в истории города. Управлять этим коллективом будет выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Виктор Игнатьев. (Сейчас, в 2016 году, существует лишь струнная группа, основа будущего симфонического оркестра.)

Актуальность данной работы, а также её научная новизна связаны с отсутствием исследований о деятельности симфонических оркестров города Выборга в российском музыковедении, малым количеством подробных работ об оркестровой и музыкальной деятельности Выборга в мировом музыковедении вообще (известны диссертация доктора искусствоведения Пентти Куула "Деятельность оркестра „Выборгских друзей музыки" в продвижении финской музыки и национальной идентичности (1894-1918)" и доклад профессора Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город"), а также с появлением интереса к истории музыкальной деятельности Выборга среди исследователей. Одной из таких исследователей, которых интересует в том числе история музыкального Выборга, стала выпускница Хельсинкского политехнического университета "Метрополия", автор дипломной работы "Жизнь Рихарда Фальтина (1835-- 1918) и обзор его сольных песен", учитель музыки, певица, прапраправнучка Рихарда Фальтина Риикка Силтанен. В её работе второй параграф второй главы большей частью основан на двух книгах: "Рихард Фальтин и его современники" Карла Флодина и Отто Эрстрёма и "Рихард Фальтин в Выборге (1856--1869)" Карла Теодора Халльстрёма. Во всём тексте курсовой работы эти труды, а также некоторые другие, будут цитированы по дипломной работе Риикки Силтанен.

Целью работы является исследование деятельности симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге в контексте музыкальной культуры Великого княжества Финляндского и конкретно Выборга третьей четверти XIX века.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• изучить деятельность симфонических оркестров в Великом княжестве Финляндском в третьей четверти XIX века;

• исследовать положение в музыкальной жизни Выборга в то же время;

• реконструировать биографию Рихарда Фальтина с акцентом на его оркестровую деятельность;

- охарактеризовать деятельность Рихарда Фальтина в Выборге (1856-1869 годы);

• исследовать историю (на примере первого сезона) и репертуарную динамику оркестра под управлением Фальтина в Выборге;

• определить место деятельности оркестра в истории музыкальной жизни Выборга и Великого княжества Финляндского.

Объект исследования: деятельность симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге.

Предмет исследования: музыкальные события первого сезона (1 февраля - 7 мая 1860 года) симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге.

В работе применены такие методы исследования, как: исторический для изучения контекста деятельности оркестра; биографический метод для реконструкции фактов о Рихарде Фальтине, в том числе связанных с его оркестровой деятельностью; синтез и дедукция для утверждения выводов.

Материалами исследования послужили: архивные номера газет, издававшихся в Выборге на шведском, финском, немецком и русском языках с 1856 по 1869 год и хранящихся в Финляндской национальной библиотеке; научные, справочные и информационные материалы на финском, английском и русском языках о симфонических оркестрах и дирижёрах Великого княжества Финляндского и их деятельности, в том числе хранящиеся в сети Интернет. Наиболее важными источниками сведений об оркестре Рихарда Фальтина стали дипломная работа Риикки Силтанен "Жизнь Рихарда Фальтина (1835--1918) и обзор его сольных песен", очерк Ильмари Крона о Рихарде Фальтине, очерк Эйнари Марвиа "Многовековое наследие оркестра Хельсинкского университета" и доклад Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город".

Основной текст работы содержит три главы. Первая глава посвящена ситуации в симфонических оркестрах Финляндии в третьей четверти XIX века. Вторая -- фигуре Рихарда Фальтина и музыкальной жизни в Выборге в третьей четверти XIX века. Третья -- первому сезону оркестра под управлением Рихарда Фальтина. Для решения наших задач мы построили главы от общего к частному.

Цитаты из иностранных источников даются в переводе автора работы, если не указано иное.