Особенности инструментовки баянных произведений (на примере "Русской сюиты" Г.Г. Шендерёва)

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах - сольное, ансамблевое или оркестровое, _ приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора. Процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей и оркестров далеко не завершен: идут поиски оптимальных вариантов составов, модернизируются старые и вводятся новые инструменты, наблюдается стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.

Один из наиболее популярных национальных оркестров - оркестр русских народных инструментов. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями. Исходя из этого,руководитель оркестра подбирает репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.

Возникновение и развитие оркестра русских народных инструментов проходило в одно время с зарождением баянной исполнительско-композиторской школы. Это обстоятельство является существенной причиной синтеза этих двух направлений. Инструментовка произведений, написанных для баяна, занимает особое место при создании репертуара для оркестра русских народных инструментов. Важный вклад в развитие баянного искусства внес Г.Г. Шендерёв,который привнес в баянное звучание особый тембровый колорит.

«Русская сюита» Г.Г. Шендерёва получила широчайшую популярность среди исполнителей и прочно закрепилась в концертной и педагогической практике. В этом сочинении, несомненно, ярко выражено влияние народной инструментальной музыки, что обуславливает возможность переложения для национального оркестрового коллектива.В этом контексте данная дипломная работа является одним из опытов инструментовки третьей части «Русской сюиты» Г.Г. Шендерёвадля оркестра русских народных инструментов, в чем и заключается ее актуальность.

В качестве объекта исследования дипломной работы выступает музыка для баяна. Предмет исследования дипломной работы - инструментовка баянных произведений.

Цель данной дипломной работы -особенности инструментовки Русского танца из «Русской сюиты» Г.Г. Шендерёва для оркестра русских народных инструментов.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

проанализировать профессиональное становление оркестра русских народных инструментов;

показать основные приемы инструментовки баянного произведения для оркестра русских народных инструментов;

изучить проблему баянного репертуара в контексте становления исполнительско-композиторской школы;

дать общую характеристику творчества Г.Г. Шендерёва;

выявить характерные особенности инструментовки Русского танца из «Русской сюиты»Г.Г. Шендерёва.

Решение поставленных в дипломной работе исследовательских задач подразумевает научную обработку полученных результатов с помощью ряда общенаучных и специальных методов (метод анализа, логический метод, метод аналогии, метод исторической реконструкции, сравнительно-типологический метод).

Данная работа имеет определенную структуру: введение, где сформулированы цель и задачи работы, три главы основной части, раскрывающие содержание поставленных во введении задач, заключение, содержащее основные выводы по теме, библиографический список и приложения.

Результаты исследования дипломной работы, в свою очередь, могут быть использованы в рамках преподавания дисциплин музыкальной и общехудожественной проблематики, а также дисциплин связанных с изучением и популяризацией баянного искусства.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут оказать помощь руководителям оркестра русских народных инструментов в решении репертуарной проблемы.

Основные положения работы апробированы на межвузовской научно-практической конференции студентов и магистрантов факультета искусств и дизайна «Искусство в контексте культуры: коммуникативный аспект» (УО «ГрГУ им. Я. Купалы, 20 мая 2011 г.); межвузовской научно-практической конференции студентов и магистрантов факультета искусств и дизайна «Искусство в контексте культуры: коммуникативный аспект» (УО «ГрГУ им. Я. Купалы, 16 мая 2013 г.); межвузовской научно-практической конференции студентов и магистрантов факультета искусств и дизайна «Искусство в контексте культуры: коммуникативный аспект» (УО «ГрГУ им. Я. Купалы, 15 мая 2014 г.).

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВКИ

ДЛЯ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Делись добром ;)