Анализ хоровой сцены из V действия оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки

курсовая работа

2.3 Роль инструментального сопровождения

Роль инструментального сопровождения в этом произведении очень велика, так как эта сцена из оперы, где сопровождением является симфонический оркестр, выразительные средства которого не уступают хоровым, порой являясь главнейшими в формировании художественного образа произведения.

Оркестровое сопровождение этой сцены нельзя сводить только к аккомпанирующей функции.

В первом хоре («Ах ты, свет Людмила») в тт. 13-28 пение хора сопровождает медный оркестр, находящийся на сцене, подчеркивая траурный характер музыки. Во второй вариации («Горе нам!») тема поручена оркестру (тт. 45-60). Проведение темы в оркестре усложнено имитациями, синкопами и акцентами на слабых долях. Необходимо отметить своеобразный характер общего звучания, который достигается проведением темы в низких голосах оркестра. Постепенное нарастание общей звучности, усложнение музыкальной ткани и горестные восклицания хора создают глубоко трагическое настроение. В третьей вариации (тт. 61-76) тема, как зловещая тень, проходит в низком регистре фагота (staccato) на фоне едва слышного тревожного тремоло смычковых инструментов. В четвертой вариации (тт. 77-92) тема также излагается в оркестре (F-dur, прозрачное четырехголосное звучание кларнетов и фаготов).

В сопровождении второго хора звучание оркестра меняется, становится более легким. За счет использования деревянных духовых инструментов, более мелких длительностей, пассажей, исполняемых флейтой, создается яркий, светлый образ.

опера хоровой глинка партитура

Делись добром ;)