logo
Особенности инструментовки баянных произведений (на примере "Русской сюиты" Г.Г. Шендерёва)

2.2 Творческий портрет Г.Г. Шендерёва (1937-1984)

Имя Георгия Григорьевича Шендерёвапопулярно среди баянистов_профессионалов(приложение А 1).Основное творческое наследие рано ушедшего из жизни одаренного композитора определяют оригинальные сочинения, обработки народной музыки для баяна и русских народных инструментов, которые хорошо известны музыкантам-профессионалам и многочисленным любителям музыки, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Георгий Григорьевич Шендерёв родился 18.07.1937г. в семье военнослужащего в узбекском городе Кермине (г. Навои) [27]. С детства в семье постоянно звучали русские, украинские песни. Мать и отец прекрасно владели гармоникой, балалайкой, мандолиной, гитарой, знали много песен и любили помузицировать вечерами. Любовь к музыке и баяну определили судьбу Г.Г. Шендерёва. В 1958 году он окончил Симферопольское музыкальное училище по классу баяна В.М. Кравченко. В период занятий в училище он получил первые консультации по композиции у педагога Н.В. Жорняка. В эти годы он начинает писать Концерт для баяна, делает первые оркестровки для училищного оркестра, первые обработки народных песен. По окончании музыкального училища молодой музыкант в том же году поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на факультет народных инструментов. Здесь он наряду с занятиями по классу баяна начинает сочинять музыку. Консультации по композиции композитор получает в классе Н.Я. Чайкина. Одновременно он сотрудничает с Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Именно этот коллектив стал первым исполнителем многих его сочинений.

Проучившись два года в институте, Г.Г. Шендерёв по состоянию здоровья был вынужден оставить учебу и переехать в 1959 г. в Крым, где стал работать баянистом-солистом и аккомпаниатором в филармонии в Ялте. С 1962 г. он - преподаватель по классу баяна в Днепропетровском музыкальном училище имени М.И. Глинки, с 1963 по 1966 гг. - заведующий музыкальной частью, дирижер оркестра и композитор в областном драматическом театре им. А.В. Луначарского в Калуге, с1966 по 1969 гг. - педагог Калужского музыкального училища. В 1969 г. по состоянию здоровья Г.Г. Шендерёв вновь возвращается в Крым, где продолжает заниматься творчеством. Написанный в этот период концерт «Волжские картины» для баяна с оркестром русских народных инструментов - одна из последних крупных работ композитора - с успехом исполняется в Горьком, Саратове, Москве.

Член Союза композиторов с 1982 года. Композитор умер 5 августа 1984 г. в пос. Солнечная Долина (Крым). Там теперь находится памятниккомпозитору (приложение А 2). Его именем была названа Судакская музыкальная школа, а в 2007 году в городе Симферополе прошел праздничный концерт, посвященный творчеству композитора[46].

В творческом наследии Г.Г. Шендерёва - музыка к нескольким театральным спектаклям, к отдельным танцевальным номерам в программах Государственного хореографического ансамбля «Березка»; большое количество песен, произведения для русского оркестра, щипковых инструментов, в частности оркестровая Рапсодия, Концерт и Концертино для домры; сочинения для балалайки, для двух балалаек с оркестром, а так же опусы для народно-инструментальных ансамблей.

Талантливый композитор_баянист создал целый ряд замечательных оригинальных сочинений и обработок для баяна, отличающихся самобытностью и в то же время интонационной близостью к народной музыке [6].Будучи прекрасным исполнителем_импровизатором, Г.Г. Шендерёв оставался верен баяну всю свою жизнь. Многие из этих сочинений стали баянной классикой, постоянно звучат в концертных залах и активно используются в педагогической практике в музыкальных учебных заведениях.

Сочинения Г.Г. Шендерёва второй половины 1950-х - середины 1960-х годов, такие как Концертино для баяна с русским народным оркестром и особенно обработки русских народных песен «Отдавали молоду», «Во лесочке», «Во сыром бору тропинка», а так же «Русский танец», «Хоровод» и другие получили широчайшую популярность. Наиболее крупными его работами для баяна 1970-х - 1980-х годов являются Концертная сюита в четырех частях (Прелюдия, Скерцо, Ария и Аллегро), «Русская сюита» в трёх частях, пьесы и сюитные циклы из авторского сборника «Узоры луговые», цикл «Двадцать четыре концертных этюда», произведения для дуэта, трио и оркестра баянистов. Сочинения композитора постоянно включают в свой репертуар ведущие баянисты страны, записаны на грампластинки и компакт-диски.

Г.Г. Шендерёв внес важный вклад в развитие жанра обработки народных мелодий. Обращение композитора именно к жанру обработки народной мелодии не случайно. Как известно из истории баяна и аккордеона, они развивались преимущественно в качестве инструментов популярной музыки, которая включала в основном (особенно на ранних стадиях развития) песенные и танцевальные жанры народного музыкального творчества. Основу репертуара составляли образцы традиционного быта. Это были известные народные мелодии, популярные песни, романсы, обработки модных эстрадных танцев.

Ко второй половине XX века развитие баянного искусства пошло по академическому направлению. Так в любительском репертуаре стали появляться несложные образцы музыкальной классики. Зачастую в программы включались популярные произведения, такие как «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, и его же «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», и «Куплеты тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, и Седьмой вальс Ф. Шопена и ряд других широко известных миниатюр.

Естественно, для грамотного исполнения подобных сочинений нужно было осваивать нотную грамоту и покупать инструктивно_методические пособия. Уже в начале XX столетия в различных европейских странах и в России создается множество подобных пособий. Наряду с аранжировками классических мелодий (обычно адаптированных к элементарным потребностям любителей, а потому предельно упрощенных), в них всегда активно публиковались и миниатюры, основанные на народных мелодиях или бытовых эстрадных песнях и танцах. Здесь автор того или иного самоучителя мог в наибольшей степени проявить свою индивидуальность, творческие способности. Так стали появляться первые обработки народно-песенного, народно-танцевального и популярного эстрадного репертуара.

Такой авторский сборник посвящен 50_летию со дня рождения композитора. В него вошли ранее не публиковавшиеся произведения для баяна, написанные в последние годыПервый авторский сборник Г.Г. Шендерёва «Пьесы и обработки для баяна» вышел в издательстве «Советский композитор» в 1979 г.. Среди них - две сюиты, три оригинальные миниатюры, обработка народной темы в эстрадном стиле. В этих произведениях ясно прослеживается творческий поиск автора, стремление использовать свежие краски, расширить средства выразительности. Это особенно ощущается в «Характерной сюите», посвященной замечательному советскому исполнителю, лауреату международных конкурсов, баянисту_виртуозу Юрию Вострелову.

Музыка Г.Г. Шендерёва легко узнаваема. Она отмечена самобытностью творческого почерка автора, яркой образностью содержания и тонким чувством художественной формы. Её интонационно-мелодическая сфера близка к подлинно народной, но при этом гармоническая окраска ее всегда нарядна, свежа и изобретательна. Обработки же народной музыки представляют собой законченные, самостоятельные пьесы, большинство из которых носят эффектный концертный характер.

Композиторскому искусству Г.Г. Шендерёва присущи глубокое понимание природы русской песни, тонкий мелодизм, яркая образность, своеобразие гармонического языка, импровизационность и вместе с тем прекрасное ощущение формы произведения. Самые высокие художественные задачи Г.Г. Шендерёв решает средствами доступными, естественными. Вместе с тем исключительно критическое отношение к своим произведениям рождало новые редакции многих его сочинений, где в результате увлеченной, кропотливой работы все детали композиции продумывались до мелочей.

Композитор умело использует в своих сочинениях возможности современного баяна. Его произведения мелодичны, ярки в эмоционально-художественном плане, отлично звучат на баяне. Они характерны бережным отношением к фольклорной песенной и танцевальной музыке, большой фантазией в варьировании народных мелодий, многосторонним раскрытием новых для баяна средств музыкального изложения.

Г.Г. Шендерёв был один из немногих авторов, которые расширили рамки мажорно-минорной системы, главенствовавшей в отечественной баянной музыке 30-40-х годов. Его ладогармонический язык более сложен: здесь и использование альтернативных созвучий, что придает его языку особую терпкость и остроту, неожиданные отклонения в весьма далекие тональности без закрепления в определенной, конкретной тональности. Излюбленными гармоническими созвучиями композитора является минорный септаккорд и нонаккорды, типичным приемом - гармонизация достаточно простого мелодического материала сложными гармоническими последовательностями.

Отмечая традиции и новаторство в творчестве Г.Г. Шендерёва, можно говорить о несомненном влиянии на него как профессиональной народно-инструментальной музыки, так и русской музыкальной культуры.

Благодаря этим качествам произведения композитора_баяниста приобрели заслуженную популярность, снискали любовь широкой аудитории. Многие сочинения композитора записаны на радио и грампластинки. Произведения для баяна были включены в учебные программы музыкальных училищ и консерваторий, исполнялись концертирующими баянистами, а так же неоднократно звучали на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах баянистов и аккордеонистов.

Таким образом, Г.Г. Шендерёв создал целый ряд ярких концертных произведений, много сочинений для педагогического репертуара. Большое число оригинальных сочинений для оркестра, ансамблей, баяна, домры, балалайки, обработок народных мелодий, песен - таков итог его непродолжительной, но исключительно яркой и самобытной творческой деятельности.