logo
Особенности инструментовки баянных произведений (на примере "Русской сюиты" Г.Г. Шендерёва)

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВКИ РУССКОГО ТАНЦА ИЗ «РУССКОЙ СЮИТЫ»Г.Г. ШЕНДЕРЁВА

В Главе 1 были рассмотрены особенности инструментовки и особенности переложения баянных произведений для оркестра русских народных инструментов в общих чертах, а теперь следует обратиться непосредственно к произведению Г.Г. Шендерёва Русский танец и на его примере показать специфику инструментовки для оркестра русских народных инструментов.

Замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание, особенности жанра и формы определяют выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра. Поэтому, следует произвести целостный анализ «Русской сюита» Г.Г. Шендерёва, в которой Русский танец выступает в качестве третьей части цикла (приложение В 1).

В числе известных и прочно закрепившихся в репертуаре баянистов - «Русская сюита» Г.Г. Шендерёва, которая отличается искрометностью творческой фантазии композитора, стремлением предельно разнообразить фактуру, найти необычные приемы изложения. Это одно из наиболее значительных произведений автора и по стилю оно очень близко народной музыке. Как сказал один известный советский композитор Ю.Н. Шишаков о творчестве Г.Г. Шендерёва: «… Он тонко чувствует природу народной песни и умело передал её средствами баяна» [6].

«Русская сюита» Г.Г. Шендерёва, впервые исполненная лауреатом международных конкурсов А. Беляевым (1959), стала популярной как среди профессиональных музыкантов, так и педагогической практике; неоднократно записана на грампластинки, звучала по радио, на телевидении и в программах национальных и международных конкурсов.

В «Русской сюите» ясно прослеживаются тенденции, характеризующие отечественную музыку конца 50-х - начала 60-х годов. Прежде всего, это:

1) использование жанра частушки, «возвращение» композиторов к фольклорной тематике на качественно новом уровне;

2) усложнение ладогармонического языка;

3) отход от традиций русской профессиональной музыки, в частности М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, которые «канонизировали» методы развития музыкального материала, основанного на народных темах, творчески применяя их в симфонической, камерно-инструментальной, оперной музыке.

Произведение Г.Г. Шендерёва «Русская сюита» является образцом новой жанрово-программной сюиты. Это оригинальное сочинение по стилю очень близко народной музыке, все части которого объединены между собой единым жанрово-национальным замыслом (приложение С 1).

Сюита состоит из трех частей (1. Думка; 2. Частушка; 3. Русский танец). Первая часть - типичный образец сказки-повествования. В какой-то мере «Думка» Г.Г. Шендерёва ассоциируется с «Думкой» П. Чайковского, написанной для фортепиано. И если у П. Чайковского «Думка» - это широкая панорама сельской жизни, обобщение русского начала через призму деревенского быта. То у Г.Г. Шендерёва «Думка» - это своего рода медитация, размышление, углубление в свои мысли, «уход в себя». Краткость изложения своей мысли, перемена настроения от задушевной русской интонации к взволнованности и эмоциональному всплеску в кульминации, в которой «русские» интонации приобретают черты общечеловеческого состояния, некоей «надрывности», психологической неудовлетворенности.