logo
Особенности сонаты №3 Александра Журбина "Прогулка по Нескучному саду"

Введение

Искусство всегда служило человечеству для постижения мира абстрактных идей, помогало уйти от обыденности окружающей действительности. Самым абстрактным искусством является музыка, ведь живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства гораздо более конкретны. Но, как бы ни было абстрактно искусство, оно часто служит зеркалом развития общества.

История XX века была крайне бурной и противоречивой, и одним из способов ее изучения может служить такой гносеологический метод: изучение основных музыкальных идей того или иного периода.

В истории культуры XX века обычно различают массовое и элитарное искусство. В большей степени это относится к музыке. К музыкантам элитарным обычно относят С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Шнитке - продолжателей традиций классической музыки прошлых веков, перенесенных в реалии культуры XX века.

К массовой музыке обычно относят такую музыкальную форму, как рок-музыка, поп-музыка и другие проявления эстрадного музыкального искусства. Но грань между массовостью и элитарностью здесь тонка. Многие считают, что в этой музыке много поверхностного и непрофессионального, но есть и множество ярких, интересных идей.

Новейшая музыка, то есть музыкальные произведения последней четверти ХХ века, постепенно входит в толщу потока музыкальной практики, становится эстетически приемлемой для слушателя.

Как отмечает В. Ценова: «Мы переживаем очевидный факт: новые музыкально-эстетические парадигмы распространяются и укрепляются в общественном сознании. Но это означает лишь то, что происходят какие-то коренные перемены не только в содержании музыкального творчества, но в критериях музыкальной красоты и ценности, в психологии восприятия, в самой человеческой психологии, в самом человеке. Музыка лишь зеркало, которое показывает нам эту эволюцию на своем невербальном, звуко-чувственном языке» Ценова В. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века. Интернет-ссылка: http://www.kholopov.ru/prdgm.html.

Интересен тот факт, что в музыке второй половины XX века гармонично сосуществуют две тенденции:

1)многие знаменитые эстрадные музыканты получили классическое музыкальное образование и их сочинения, несмотря на новизну внутреннего содержания: образов, музыкального языка, средств выразительности, облачены в классические музыкальные формы;

2)многие профессиональные музыканты работают в сфере эстрадной музыки. Не будем забывать о том, что Д. Шостакович часто обращался к музыки для театральных спектаклей и кино. Следует отметь, что данная сфера музыкальных ориентиров стала необычайно востребована музыкантами второй половины XX века. К таким музыкантам можно отнести и популярнейшего советского композитора Александра Журбина.

Творческая жизнь Александра Журбина складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических жанрах», где им сочинено немало произведений. А с другой - в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка - жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго» и т.д.

Одним из интереснейших произведений Александра Журбина для баяна является соната №3 «Прогулка по Нескучный саду». Это произведение написано по инициативе ярчайшего баяниста Фридриха Липса. Нескучный сад - это часть Центрального парка им. Горького в Москве, одно из излюбленных мест отдыха москвичей. По идее исполнителя, воплощенной композитором, гуляющая публика должна встречать то духовой оркестр, то ансамбль цыган, то шарманку...

Целью данной работы является рассмотрение особенностей сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучный саду» в контексте творчества композитора. Задачами работы являются:

1)определение места и значения сочинений композитора для баяна;

2)раскрытие особенностей формы и особенностей тематического развития в сонате №3;

4)рассмотрение образного строя произведения и средств музыкальной выразительности;

5)выявление исполнительских задач, определенных творческим замыслом композитора.

Работа состоит из Введения, двух разделов, заключения, и списка литературы. В первом разделе дан обзор творческого облика Александра Журбина. Второй раздел посвящен исполнительскому анализу сонаты «Прогулка по Нескучному саду» и задачам интерпретации данного сочинения.

образный строй соната композитор Журбин