logo
Анализ хоровой сцены из V действия оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки

Заключение

Мы проанализировали сцену из V действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки - сделали обзор творчества авторов произведения, разбор музыкально-теоретического и вокально-хорового материала.

Мы пришли к выводу, что роль М.И. Глинки в оперно-хоровом творчестве велика и неоценима.

Хоры Глинки достойны самого глубокого изучения. Наряду с неисчерпаемым богатством мелодики, гармонии, ритмики и динамики, в его хорах встречаются сложнейшие композиционные построения - контрапунктические соединения различных тем, двойные, тройные и четверные контрапункты, имитации, смелые фактурные приемы и т.д. Глинка вложил во все это не только высокое вдохновение, но и показал себя художником, в совершенстве владеющим профессиональным композиторским мастерством.

Глинка обнаружил тонкое понимание роли и значения хора в сценическом действии: хоры в его операх являются чрезвычайно важной организующей силой. В основе их всегда лежит значительная идея, большое содержание, воплощенное в строгую форму, и богатые выразительные средства.

Основоположник русской классической музыки, в частности, хорового оперного стиля, Глинка был также создателем жанра русской лирической кантаты. Эти его сочинения, щедрые по мелодике, гармонически красочные, мастерски инструментованные, не должны быть забыты. Они, безусловно, имеют право на изучение и исполнение.

Литература

1. Слово о музыке: Русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - 2-е изд., испр. - Москва: Просвещение, 1990.319 с.

2. Попов, С.В. Русская хоровая литература / С.В. Попов : учеб. пособие. - Вып. 2

3. Русская музыкальная литература: учеб. пособие - Ленинград.- 1970. - Вып.1

4. Майбурова, Е. Былинный склад «Руслана» //Советская музыка. - 1957, №2.

5. Глинка, М.И. Записки / ред. А.Н. Римского-Корсакова. - Москва, Ленинград, 1930.

6. Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры. Вторая половина XVII - начало XX века / В.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Композитор. 2007.