logo
Педагогические условия повышения качества музыкально-эстетического воспитания подростков в системе внеурочной деятельности

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что в последние годы возросло внимание к различным аспектам теории и практики музыкально-эстетического воспитания: как важнейшему средству формирования музыкально - эстетической культуры, как составной части общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа; как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Главная цель любой воспитательной системы - формирование творчески активной и самостоятельной личности. Важно, чтобы дети не только обладали широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, но и обрели общечеловеческие нравственные и эстетические ценности: уважение к старшим, окружающему миру, этику поведения, милосердие, доброжелательность, знание культуры своего края, страны, народов мира.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [57, c. 14]. Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы музыкально-эстетические взгляды. Без музыкально-эстетического отношения, мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых музыкально-эстетических взглядов" [57, с. 29].

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система музыкально-эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую её особенность: "Система музыкально-эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [57, c. 137].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе музыкально-эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. [2, с. 13] Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Опираясь на многолетний опыт деятельности учителей музыки, в плане музыкально-эстетического воспитания подростков и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы как понятие и сущность музыкально-эстетической культуры, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования системы музыкально-эстетического воспитания подростков. Анализ научной литературы показывает, что проблема музыкально-эстетического воспитания находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. Осуществление большей взаимосвязи между учёбой и досугом обучающихся, особенно подросткового возраста - сегодня одна из самых актуальных художественно-педагогических проблем. Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, М.С. Когана [8; 7; 85; 91; 92; 36] и многих других. Сущность музыкально-эстетической культуры, специфические её признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Р.А. Тельчаровой. [52; 56; 82] Психологические аспекты развития и формирования музыкально-эстетической культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, Т.В. Леонтьева, Б.М. Теплова [20; 45; 82] и др. С позиции системного подхода процесс развития музыкально-эстетической культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, О.Н. Иванова, А.A. Битус [36] и др. Отдельные аспекты музыкально-эстетического воспитания подростков в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, В.Ф. Горбенко, Д.Б. Кабалевского, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко [1; 5; 7; 22; 32; 61; 66] и др.

Междисциплинарный и системный подход к исследованию развития музыкально-эстетической культуры школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Системно-деятельностный подход лежит и в основе Федерального государственного образовательного стандарта, который обеспечивает:

- формирование готовности школьника к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [87]

Хорошим дополнением рождённого на уроке музыки интереса подростков к искусству, является внеурочная работа, как продолжение музыкального направления в иных формах, иными средствами, на основе добровольной самостоятельности учащихся. Непосредственно этому посвящены труды Р.А. Тельчаровой, М.А. Фадеевой, Н.А. Морозовой, Ильичёва Е.М. [81; 86; 54; 31]

Многоплановая, многопрофильная внеурочная работа в школе является в единстве с базовым образованием могучим средством развития, самореализации, самовыражения, самосовершенствования детей и подростков в их подготовке к будущей самостоятельной жизни и деятельности, к выработке активной жизненной позиции.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблема организации системы целенаправленного музыкально-эстетического воспитания и развития музыкально-эстетической культуры учеников во внеурочное время в педагогике изучена недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем музыкально-эстетической культуры, потребность в разработке и апробации технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе.

На основе анализа педагогических исследований и педагогической практики сформулированы противоречия:

- между объективными потребностями общества в высоком уровне музыкально-эстетического воспитания личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;

- между необходимостью определения сущности и специфики внеклассной работы, направленной на музыкально-эстетическое воспитание учащихся и слабой теоретической и практической разработкой методов и средств такой работы;

- между предлагаемыми разнообразными формами внеклассной деятельности и неумением подростка культурно и плодотворно для своего развития проводить свободное время.

В свете вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия повышения качества музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности?

С учетом этого мы определили тему нашего исследования таким образом: "Педагогические условия повышения качества музыкально-эстетического воспитания подростков в системе внеурочной деятельности"

Цель исследования - выявить педагогические условия повышения качества музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности.

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание подростков во внеурочной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие повышению качества музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: качество музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности будет выше, если:

- внеурочная деятельность будет включена в систему воспитательной работы школы и учителя музыки;

- в основе организации всех видов внеклассной музыкальной деятельности подростков будет лежать комплексный подход к реализации художественно-эстетических запросов подростков.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме музыкально-эстетического воспитания школьников.

2. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности.

3. Выявить и обосновать критерии и показатели музыкально-эстетической воспитанности подростков.

4. Выявить, и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие повышению качества музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами в процессе исследования использованы такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы (теоретический); наблюдение (эмпирический); анкетирование, тестирование, опрос.

Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования в области музыкально-эстетического воспитания таких учёных как Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, Н.Л, М.С. Когана, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н .Немыкиной, Р.А. Тельчаровой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова, A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Е.М. Ильичёва, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Терентьевой и других

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Лицей №5" г. Ельца.