logo
Педагогические условия повышения качества музыкально-эстетического воспитания подростков в системе внеурочной деятельности

1.1 Сущность и структура понятия "эстетическое воспитание" в системе философских и психолого-педагогических наук

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [59, с. 580]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [47, с. 117]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развитие гармоничной личности, формирование её эстетической культуры - важнейшие задачи, стоящие перед обществом. Указанная проблема освещена достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, Л.П. Печко, А.Ж. Овчинникова и многие другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [92, с. 66].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [16, с. 151]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором подчёркивается, что эстетическое воспитание не ограничиваться только созерцательной задачей, оно также формирует способность создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Б.Т. Лихачёв в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [47, с. 51]. Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у школьника эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом, подростком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т. Лихачёв, также как и многие другие педагоги, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений и поднять до понимания подлинного искусства красоту действительности [47, с. 42].

Из множества определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, правильно оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо чётко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "эстетическое воспитание служит формированию … способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [92, с. 114]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия на личность средствами искусства, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [26, с. 61]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека в основном не для искусства, а для того, чтобы он мог активно преобразовывать действительность по законам красоты и гармонии. В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [66, с. 16].

Е.П. Крупник придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [41, с. 29]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли и настойчивости, организованности и дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает, что "Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек … образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [73, с. 142]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов: Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев и многие другие выделяют три ведущие задачи эстетического воспитания. Эти задачи могут иметь свои варианты, но при этом они не теряют главной цели.

Во-первых, это "создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" [32, с. 60]. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте. Необходимы также конкретные знания о природе, о самом себе, о мире художественных ценностей. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех сферах жизнедеятельности ведёт себя как эстетически творящая личность", отмечает О.В. Лишин [46, с. 51].

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании и развитии на основе полученных знаний способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [1, с. 60]. Эта задача говорит о том, что иногда дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят на шедевр изобразительного искусства, запоминая лишь название, художника, но при этом ничто не вызывает у них изумления, не заставляет задержаться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачёв отмечает, что "…такое беглое знакомство с шедеврами исключает один из главных элементов эстетического отношения - любование [47, с. 168]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. "Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - всё это признаки подлинной эстетической воспитанности", отмечает тот же автор [47, с. 169]. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. эстетической оценкой явлений искусства и жизни. По мнению Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко И.М. эта оценка "основана на определённых эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации" [25, с. 120]. А теперь сравним это с определением Б.Т. Лихачёва. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы" [47, с. 20]. На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему давать критическую оценку любому произведению, высказывать суждения по этому поводу, понимать своё собственное психическое состояние.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого активной творческой потребности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовать его "по законам красоты" [25, с. 60]. Суть этой задачи заключается в том, чтобы ребёнок не только умел распознавать прекрасное, любоваться им и оценивать, но ещё и сам активно участвовать в создании красоты в искусстве, повседневной жизни, поведении, отношениях. Неменский Б.М. подчёркивал, что человек учится всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории:

- эстетическое восприятие;

- эстетический вкус;

- эстетическая потребность;

- эстетическая оценка.

Лихачёв Б.Т, выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [47, с. 51].

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Лихачёв Б.Т. эстетическое восприятие характеризует как "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства" [47, с. 51]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета. Оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. А, по мнению Лихачёва Б.Т., эмоциональный отклик является основой эстетического чувства. Он представляет собой "социально-обусловленное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету" [47, с. 20]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Лихачев Б. Т. отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно - эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" [47, с. 20].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Герандоков М.Х. отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" [21, с. 28]. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Ещё одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Битус А.Ф. определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" [11, с. 20]. Неменский Д.Б. определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение, данное Овчинниковой А.Ж. "Эстетический вкус - это способность непосредственно по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства" [61, с. 259].

"Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности", пишет Павлова Е.Д. и "служит основой будущего вкуса человека" [62, с. 53]. В школе ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие личности подростка, т.е. он должен быть образован как в интеллектуальном и физическом плане, так и в духовно - нравственном. Это достигается путём овладения подростком научными знаниями о природе и общественной жизни, о художественно - эстетической культуре, развития способности личности к музыкально - эстетическому творчеству.

Такие качества выражены восприятием, мышлением, чувством, оценкой, вкусом, потребностью и другими психическими категориями эстетического воспитания.