1. Гармония в окружающем мире
Что мы понимаем обычно под словом «гармония»? Какие окружающие нас явления характеризуем этим словом? Мы говорим о гармонии мироздания, имея в виду красоту и совершенство мира (область научно-естественная и философская); мы употребляем слово «гармония» в связи с личностью человека (гармоничная натура), характеризуя его духовную внутреннюю цельность (область этико-психологическая); и наконец, гармоничным мы называем художественное произведение -- стихи, прозу, картины, кинофильмы и т. д., -- если ощущаем в них естественность. органичность, стройность (это- художественно-эстетическая область).
Философско-эстетическое понятие гармонии разрабатывалось с глубокой древности. У греков оно нашло отражение в мифах о космосе и хаосе, о Гармонии. В V--IV вв. до н. э. отмечаются и первые свидетельства применения слова «гармония» в специальном музыкально-теоретическом смысле. У Филолая и Платона «гармонией» называется октавный звукоряд (вид октавы), который мыслился как сцепление кварты и квинты. У Аристоксена «гармонией» назван один из трёх - энармонический - родов мелоса.
Во всех этих разных областях со словом «гармония» у нас возникает представление о согласованности целого и частей, красоте, короче -- той разумной соразмерности начал», которая является основой всего совершенного в жизни и искусстве. Музыка здесь не исключение: гармоней, гармоничностью в широком художественно-эстетичєском смысле характеризуется каждое значительное музыкальное произведение, авторский стиль.
- Краткая схема формирования образа-представления в работе над музыкальным произведением
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Фактура, музыкальный склад, фактурное преобразование гармонии, неаккордовые звуки
- 1.2. Категория музыкального вкуса в музыкальной педагогике
- § 36. Гармония как отрасль музыкознания
- 3.1 Понятие цветовой гармонии
- Г л а в а 8. Гармония § 30. Смысл термина. Гармония как система
- Музыкальные представления и память