Прелюдии А. Скрябина

курсовая работа

Введение

Александр Николаевич Скрябин (1872 - 1915) - гениальный русский композитор, пианист, художник-мыслитель и новатор "серебряного века" русской культуры. Его творчество тесно связано с личными философскими воззрениями, которые были близки романтической эстетике и идеям русского символизма [2]. Скрябин рассматривал свое творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи [11]. В первую очередь его захватывала динамика движения к цели, т.е. процесс достигания, стремления к божественному идеалу [5]. Кроме того, композитор был убежден в органическом единстве всех видов искусства и с помощью музыки, неразрывно связанной с живописью (цвет), архитектурой (форма) и театром (действо), он обращался ко всему человечеству, чтобы средствами художественного творчества способствовать наступлению некоего фантастического мирового переворота [8; 10].

Уникальность мировоззрения Скрябина обусловила особенности и своеобразие образного содержания его музыки. Она захватывает слушателя страстностью высказывания, героически-волевым пафосом, огромным накалом выражаемых ею чувств [8] Для нее свойственны капризность, состояние постоянного эмоционального возбуждения, устремление к экстазу [5]. В ней ощущается нервность, импульсивность, тревожные поиски, порой окрашенные мистическими устремлениями. В особенности композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет [9]. В музыке Скрябина удивительным образом переплетаются наивысшая утонченность и наивысшая грандиозность, тяготеющая к "космическим концепциям" [3].

Вектор эволюции творчества Скрябина был направлен от увлечения фортепианной музыкой к созданию глубоко философских симфонических произведений. Тем не менее, фортепиано всегда оставалось любимым инструментом композитора. Именно фортепианные произведения составляют наибольшую по объему часть наследия Скрябина. Они отразили творческие поиски музыканта и нередко представляли собой предварительные наброски образов, воплощенных затем в крупных симфонических композициях [3; 5].

Ранний период творчества Скрябина связан с жанром фортепианной миниатюры. Композитором были созданы многочисленные этюды, вальсы, мазурки, ноктюрны, прелюдии, экспромты, полонезы, которые по жанровому составу сближают музыку Скрябина с музыкой Шопена [9]. При этом сочинения Скрябина отличаются особым сочетанием "салонности" и интеллектуальности благодаря стремлению выражать даже самые грандиозные идеи скромными и интимными пианистическими средствами [5].

Жанр прелюдии - это своеобразная "лаборатория" стиля Скрябина [5]. Частое многократное обращение к нему связано с тем, что этот жанр позволял воплотить в сжатой, лаконичной форме многообразные контрастирующие душевные переживания. Цикл прелюдий ор. 11 (1896) создан по образцу цикла из 24-х прелюдий (1836 - 1839) Шопена, охватывающих все тональности. Он является "энциклопедией" музыкальных образов, типичных для раннего периода творчества Скрябина: от тончайшей лирики (№ 9, 15, 22) до героических (№ 7, 19) и даже зловеще-сумрачных переживаний (№ 16) [6].

Прелюдия № 2 - нежно-печальная. Ее музыка пленяет удивительной чуткостью выражения тончайших нюансов задумчиво-меланхоличного настроения. Начало звучит хрупко и эфемерно, как далекое, почти забытое воспоминание. Музыка постепенно переходит в плавно сменяющие друг друга краткие моменты внутреннего подъема и бессильного иссякания эмоций. После некоторого оживления, проявления скрытой действенности и воодушевления музыка возвращается к прежнему состоянию сдержанной созерцательности и, постепенно замирая, истаивает в конце.

Музыка прелюдии обнаруживает сходство с жанром вальса, но присущие этому танцу черты не явны, а скрыты из-за психологической насыщенности пьесы. Из наиболее типичных для вальса черт присутствуют трехдольный метр (3/4), ровная ритмическая пульсация, выразительная и закругленная мелодическая линия. Характерная фактура "бас-два аккорда" проявляется фрагментарно и часто заменяется аккомпанементом типа "бас-аккорд-бас".

Цель дальнейших наблюдений - выявить музыкальные средства и приемы, которые определяют особенности формы и образного содержания прелюдии. Это выдвигает следующий ряд задач:

1. определить композиционную структуру пьесы;

2. раскрыть специфику мелодики;

3. выявить характерные особенности гармонического языка;

4. обосновать выразительную роль фактуры, метроритма, регистра, динамики.

Делись добром ;)