logo
Проблема художественной ценности музыки

Заключение

Воздействие общества на музыку особым образом выявляется в нашей стране. Однако в целом проблема музыкальной культуры в ее отношениях со слушателем мало. Здесь слово за музыкальной социологией изучающей эти закономерности.

Широки и многообразны функции музыки. Прекрасно сказал об этом Ромен Роллан: «Музыка, это интимное искусство, может быть также и искусством общественным; она может бытьплодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть также и порождением радости и даже инакомыслия. Она приспособляется к характеру всех времен и всех народов... Один называет ее движущейся архитектурой, другой -- поэтической психологией; один видит в ней исключительно чисто пластическое и формальное, другой - искусство непосредственного этического воздейстрия.

Для одного теоретика сущность музыки --в мелодии, для другого -- в гармонии. И... все это справедливо, и все они правы. История в конце концов приводит нас не к сомнению во всем --что было бы странно! -- а к тому, чтобы мы частично поверили всему, превратив общие теории в некоторые частичные истины, в суждения, верные для одной какой-нибудь группы фактов, для одного определенного момента истории. А поэтому будет совершенно правильно -- вернее, одинаково правильно -- назвать музыку всеми теми именами, которые ей даются, ибо она действительно звуковая архитектура: в известные века архитектура и у народов -- зодчих (если можно так выразиться), вроде французов XV и XVI веков. Она -- рисунок, линия, мелодия, пластическая красота у народов -- художников и скульпторов, -- например, у итальянцев. Она -- интимная поэзия, лирическое излияние, философское размышление у народов -- философов и поэтов, каковы, например, немцы. Она приспособляется ко всяким общественным условиям. Она -- придворное искусство, поэтическое и изящное при Франциске I и Карле IX, искусство воинственное и религиозное при Реформации, искусство царственного величия и пышности при Людовике XIV, искусство салонное в течение XVIII века; с приближением революции она становится лирическим выражением революционной личности; впоследствии она станет голосом демократического общества будущего, подобно тому как некогда была голосом аристократических обществ прошлых веков. Она не умещается ни в одну формулу. Это -- песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие» Ролл а н Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. Л., 1935, с. 13--14..

Литература

1. Книга о музыке: Популярные очерки./ Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштерн - М.; Изд-во Сов. Композитор, 1988

2. Античная музыкальная эстетика. М., 1960, с. 229.

3. Сохор А. Музыка как вид искусства. М., 1970; сб. «Художественное восприятие». Л.. 1971;

4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.. 1976;

5. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.. 1978

6. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. с. 18.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1. М., 1 . 7.

8. Сохор А. Музыка как вид искусства. -- В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки, II. -- Л.: Советский композитор, 1981

9. Маркус С. А. История музыкальной эстетики, т. 2. -- М.: Музыка, 1968, с. И.

10. Гегель Г. В. Ф. Сочинения, т. 14. -- М., 1958, с. 105--106

11. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969

12. Толстой Л. Анна Каренина. Собр. соч. в 14 т. -- М., ГИХЛ. 1952, т. 9

13. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968,

14. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. Л., 1935

15. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988, с.254.