logo
Процесс формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Начало XXI века характеризуется научно-техническими, культурными открытиями, решением важнейших проблем в области науки, культуры и искусства, где главная роль принадлежит творчески развитому человеку. Вопросы, связанные с культурой, художественным творчеством, миром искусства, педагогикой в настоящее время переживают период значительного разброса мнений. Это связано с тем, что одним из самых значительных достижений современной эпохи можно считать создание возможностей для овладения накапливаемой человечеством информацией.

Коренные изменения политической и социальной ситуации в стране повлекли за собой изменения в сознании и поведении людей, в требованиях, которые предъявляет общество к современному человеку. Резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к созданию новых идей, способную освоить опыт старших поколений, а затем обогатить его собственными достижениями, способную самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.

Проблемы формирования творческих способностей личности особенно актуальны для России, где за последнее время происходят значительные изменения в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной жизни. Задачей общества является создание благоприятных условий для развития самодеятельности личности, формирования объективных предпосылок включения людей в активную творческую деятельность.

Любительство и самодеятельность несут в себе преобразующее начало, элементы творчества, умение обогащать опыт своих предшественников новыми открытиями, изобретениями, усовершенствованиями и т.д. В связи с этим у руководителей любительских эстрадных коллективов возникает задача формирования умений творчески решать стоящие перед ними вопросы, способности неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании духовных ценностей.

Актуальность исследования состоит в том, что проблема формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов недостаточно разработана в литературе, посвященной проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса любительского художественного творчества. В научном обосновании нуждаются вопросы сущности и специфики эстрадного обучения, вопрос комплексного обучения посредством синтеза различных видов искусств.

Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время, когда художественно-творческий уровень в любительском музыкальном творчестве имеет тенденцию к снижению. В решении этой проблемы участвуют музыкальные студии и любительские коллективы, где начинающие и уже опытные участники коллективов проходят определенную подготовку, исходя из уровня их развития, индивидуальных особенностей, что в дальнейшем даёт им возможность активно заниматься творчеством, а это и является главной целью обучения.

Музыкальное творчество рассматривается нами как деятельность, направленная на создание оригинального продукта в сфере музыкального искусства, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Воздействие музыки, как средства формирования творческой активности личности, усиливается тогда, когда участник эстрадного любительского коллектива становится активным субъектом творчества.

Специальные вопросы музыкальной психологии получили широкую разработку в работах Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Н.К. Баклановой.работах Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Н.К. Баклановой. В них изложены основные направления исследований в данной области: психология музыкального восприятия, психология исполнительской деятельности, психология музыкального творчества, психология подготовки музыканта к выступлению, психология музыкального обучения, диагностика музыкальных способностей.

Проблема данного исследования заключается в обосновании путей оптимизации учебно-воспитательного процесса развития музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях, преодоления сложившихся противоречий: между социальными потребностями общества в специалистах музыкального любительского эстрадного искусства и состоянием учебно-воспитательного процесса формирования музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов; между педагогической теорией и практикой формирования музыкально-творческих способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов в студиях, домах культуры, различных музыкальных любительских объединениях, в досуговых центрах средствами синтеза импровизации, композиции и аранжировки.

Объект исследования: Учебно-воспитательная работа в любительских эстрадных музыкальных коллективах.

Предмет исследования: Процесс формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Цель исследования: Заключается в теоретическом обосновании проблемы и реализации эффективной технологии формирования музыкально-творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов.

Задачи исследования:

изучить современное состояние проблемы формирования музыкально-творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов;

уточнить понятие «музыкально-творческие способности участников любительских эстрадных коллективов»;

раскрыть сущность и специфику музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов в процессе музыкального обучения;

разработать структуру и содержание учебно-воспитательного процесса в студиях и других учебных заведениях;

теоретически обосновать и экспериментально проверить инновационную методику формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Гипотеза исследования: Заключается в предположении о том, что применение разработанной нами авторской технологии формирования музыкально творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов станет эффективным, если будут:

- учтены психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов;

- применен метод синтеза таких музыкальных предметов (импровизации, композиции, аранжировки) при формировании музыкально-творческих способностей участников любительских музыкальных эстрадных коллективов;

проводиться целенаправленная, систематическая, комплексная учебно-воспитательная работа с учетом специфики формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Методологические исследования: Деятельностный подход к личности, предполагающий формирование знаний, умений, навыков и качеств творческой личности в учебно-воспитательном процессе любительских эстрадных коллективов; целостный подход, обеспечивающий единство общего и музыкально-творческого развития личности.

Методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, художественно-
эстетической, искусствоведческой литературы, раскрывающей различные
аспекты развития личности;

- изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта;

- наблюдения, беседы, анкетирование, опросы, обобщение независимых характеристик, интервьюирование;

педагогический эксперимент.

База исследования: МБУК ДК «Речники» г. Усть - Кут, Иркутская область.

Научная новизна: Заключается в разработке теории и технологии формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных музыкальных коллективов:

уточнено понятие музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов как интегративных качеств личности, способствующих возникновению продуктивных, оригинальных идей и творческой самореализации участников эстрадного любительского коллектива в музыкальной деятельности;

раскрыта сущность музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов, которая рассматривается как процесс создания объективно и субъективно нового музыкального материала, основанный на активизации способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных видов деятельности;

рассмотрена ее специфика, проявляющаяся в структуре этапов подготовки к эстрадному исполнительству в синтезе выразительных средств: музыкального, литературного сочинения и изобразительного искусства;

на основе анализа современного состояния развития любительского эстрадного искусства выявлена структура музыкально-творческих способностей (исполнительских, композиторских, инструментальных) и определено содержание учебно-воспитательного процесса как системы знаний, умений и навыков эстрадно-джазового исполнительства, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности

Практическая значимость: Заключается в следующем: осуществлен анализ методик формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов; разработаны основные направления учебно-воспитательного процесса эстрадного исполнительства, направленного на формирование умений и навыков участников эстрадных коллективов; теоретически обоснован комплексно-индивидуальный подход к проблему музыкально-творческого развития участников любительских эстрадных оркестров и ансамблей.

Положения, выносимые на защиту:

Обучение эстрадному искусству принципиально возможно. Его качественный уровень зависит от правильного понимания особенностей эстрадного исполнительства, от содержания, форм и методов обучения и воспитания.

2. Структура и содержание учебно-воспитательного процесса формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов, соответствующие исполнительской деятельности эстрадного искусства, предполагают единство в освоении музыкального (композиция, импровизация, аранжировка), литературного (сочинение) и изобразительного творчества.

Синтез предметов музыкального цикла: импровизация, композиция и аранжировка -- способствует более эффективному формированию музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов.

Методика музыкально-творческого развития участников любительских эстрадных коллективов предполагает использование специально разработанной системы заданий, направленных на активизацию их музыкально-познавательной и творческой деятельности.

Структура работы состоит из: введения, двух разделов, заключения ,библиографии, приложения.