1.2 Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива
Психолого-педагогические основы формирования музыкально - творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов освещены в философских, социально-психологических и педагогических теориях, послуживших основой развития эстрадного исполнительства.
Б.М. Теплов Б.М. Теплов три признака а понятии «способности».выделил три признака, которые заключаются в понятии «способность»: во-первых, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, это те из них, от которых зависит успешность выполнения деятельности; в-третьих, они не сводятся к имеющимся знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Мозг, согласно данным современной науки, можно представить как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные функции, в том числе и психические. Функциональные системы специализированы благодаря своему строению и свойствам элементов, входящих в данные системы. Они обладают способностью (свойством), которая позволяет человеку ощущать, запоминать, мыслить.
Задатки - это свойства элементов функциональных систем, в качестве которых выступают отдельные нейроны и нейронные модули, имеющие специфичность соответственно назначению конкретной функциональной системы. Так как свойства функциональных систем (способности) являются системными качествами, в них проявляются свойства элементов систем (задатков) и их взаимосвязь. Способности не формируются из задатков, а изменяются, будучи свойством функциональной системы, вместе с развитием системы и ее элементов.
Основой педагогического подхода в развитии музыкальности является идея развития индивидуальности; подход к музыкально-психологической диагностике как к систематическому процессу по исследованию слуха, памяти и ритма, способному обеспечить эффект действия метода «спирали» (С.Л.Рубинштейн) Метод «спирали» С.Л.Рубинштейн, позволяющему своевременно влиять на качественное состояние музыкальных способностей личности; обретать новые свойства, которые не утрачивают возможность выходить на следующий виток «спирали»; к позитивным новообразованиям, формирующим музыкальную одаренность; с воспитанием антиципирующего мышления (прогнозирующего) обретается способность предвосхищать ход музыкального решения, формируется избирательность, музыкальный вкус; для развития музыкальности как меры синтеза интеллектуального и эмоционального в человеке требуются педагогические методики, предусматривающие параллельное воздействие на образную и рациональную сферы, которые воспринимаются гораздо легче.
Сущностью музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов является процесс создания объективно нового материала в сфере эстрадного творчества, основанный на активизации способности рождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных видов деятельности. Специфика музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов состоит в создании оригинальных идей и музыкального материала в сфере эстрадно-джазового творчества посредством использования сформированных способностей к импровизации, композиции, аранжировке.
Организация и проведение обучающего процесса опирается на такую научно-теоретическую основу, которая смогла бы обеспечить возможность стабильного планомерного развития творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов, поэтому оказалась полезной теория, в основе которой лежат методы поэтапного формирования навыков и умений.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Теоретические основы развития музыкально - творческих способностей участников эстрадного коллектива
- 1.1 Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
- 1.2 Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива
- 1.3 Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях учебного процесса
- Глава 2. Методика формирования музыкально-творческих способностей на основе принципов эстрадной музыки
- 2.1 Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей
- 2.3 Условия эффективности формирования музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива
- 1.2.Специфика управления самодеятельным вокальным коллективом.
- Коллективы художественного творчества системы Министерства культуры рб ( по жанрам)
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления
- 2.2.Методика развития творческих способностей участников самодеятельности
- 37. Типы личности и мотивы деятельности участников любительского коллектива.
- 20. Специфика организации вечеров любительского творчества.
- 10. Любительская природа народного художественного творчества