logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

ВВЕДЕНИЕ

Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры. Если профессиональная светская музыка появилась в России лишь в конце XVII века, то церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. О высоком достоинстве русской духовной музыки говорят не только музыканты и философы. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства и возвышает наши желания над обыденными. Русский человек выразил в духовной музыке своё своеобразие и самобытность, национальную духовную природу. Экономическая, политическая, социальная и духовная сфера жизни России в настоящее время приобретают характеристики, которые сближают с подобными сферами других стран, происходит стирание самобытных граней национально-этнического характера. [И.Е. Лозовая, Е.Ю. Шевчук, 2000] Это обуславливает актуальность проблемы сохранения самобытной русской культуры. Изучение русской духовной музыки позволяет нам не только выявить основные тенденции ее развития, но и указывает путь сохранения специфики русской культуры.

Объект исследования - процесс музыкального развития младших школьников.

Предмет исследования - духовная музыка: формы и методы работы по развитию восприятия духовных образов младшими школьниками.

В современных музыкальных программах начальных классов духовная музыка, практически, не рассматривается, возможно, это происходит потому, что духовная музыка считается слишком серьёзной для восприятия и осмысления детьми, а так же, как было указано выше, для стирания и искоренения самобытности русской культуры.

Цель - выявить уровень готовности младших школьников к восприятию образов русской духовной музыки и возрождению интереса к русской духовной музыке, как к важнейшему фундаменту русской культуры.

Задачи: 1) проанализировать литературу;

2) раскрыть содержание и сущность основных понятий;

3) проанализировать этапы развития русской духовной музыки;

4) проанализировать формы и методы приобщения младших школьников к образцам русской духовной музыки;

5) проанализировать современные программы по музыке для младших школьников;

6) провести опытно-экспериментальное исследование по диагностике готовности к восприятию музыкальных образов русской духовной музыки.

Работа состоит из введения, где мы доказываем актуальность, определяем цели, задачи, объект и предмет работы;

В первом разделе “ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ” мы раскрыли сущность основных музыкальных понятий, рассмотрели этапы развития русской духовной музыки, описали методы и формы работы с младшими школьниками.

Во втором разделе “ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ” мы проанализировали современные программы и сделали попытку провести экспериментальное исследование.

В заключении мы подвели итоги выполненной работы.

Список использованной литературы состоит из 35 имён

Работа расширена за счёт приложения, где мы даём фрагменты ярких уроков, диск с музыкальными записями, тексты колядок, разучиваемых с детьми.

Мы надеемся, что наша работа повлияет в дальнейшем на развитие музыкального образования.

Эксперимент исследования проводился на базе 2 ”Д” класса гимназии № 87 г. Саратова Ленинского района.

В настоящей работе я опиралась на работы таких музыковедов, как В.В. Медушевского, Е.В. Николаева, Н. Герасимовой-Персидской, И.Е. Лозовой, О. Живаевой, Е.Ю. Шевчука, А.В. Никольского, А.В. Жуковского, Н.П. Сахарова, Д.В. Разумовского, Ю. К. Арнольда, Ю. Целевича, И.И. Вознесенского, С.В. Смоленского, П. Бажанского, В.О.Богданова, В.М. Металлова, Д. Аллеманова, И.В. Бокшая, М.В. Бражникова, И.А. Гарднера, О.Ю. Шевчука, Ю.П. Ясиновського, Т.Ф. Владышевской, Г.А. Никишова, А. Н. Кручинина, А.Н. Поневка, С.В. Фролова, К.Ю. Кораблева, Л. Ф. Морохова, С.П. Кравченко, Е. Тончевой, М. В. Богомоловой, М. В. Путевой, Г.А. Пожидаевой, М. Антонович, В. Копыловой, Н.С. Серегиной, Д.С. Шабалина, З.М. Гусейновой, С.К. Зверевой, Н.В. Заболотной, Ю.В. Артамоновой, Н.П. Парфентьева, Н.В. Парфентьевой, Б. Шиндина, И. Ефимова, О А. Крашенинниковой, А.В. Лебедева-Емелина, И.Ф. Безуглова, Я.С. Гуляницкой, Л.П. Корнт, Л.А. Дубровшой, Н.Ю. Плотниковой.