logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

1.1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

В современном толковании термин музыкальное образование рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком - это воспитание, прежде всего, определённых качеств личности учащихся. В широком смысле - это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

Под термином музыкальное обучение в узком смысле понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений. В широком значении термин включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности.

Музыкальное развитие учащихся находится в центре внимания учителя при обучении и воспитании ребёнка. При этом речь идёт о самых разных аспектах: развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей, развитие всех сторон музыкального слуха, воображения, памяти и т. п.

Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, особенностью которой является эстетическое целеполагание, заключающееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание.

Психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им.

По мнению Д.Б. Кабалевского, особое значение «в целостном осознании музыкального искусства» имеет живое восприятие музыки. При настоящем, прочувствованном восприятии музыки, подчёркивает Д.Б. Кабалевский, «активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство вообще не существует».

В музыковедении восприятие - это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки. Многоуровневость, динамичность процесса музыкального восприятия проявляется в условном выделении таких его этапов, как возникновение интереса к произведению, установка на восприятие, понимание и переживание музыки, начальное осмысление музыкального произведения, углубленное восприятие, переосмысление, оценка.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. [Абдуллин Э.Б.,1983]

В.К. Белобородова к важнейшим характеристикам музыкального образования относит такие его свойства, как эмоциональность. образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность, целостность.

Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д) [Алиев Ю.Б., 1997]

Духовная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная. [Большой энциклопедический словарь].

Клирос-это: 1) Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат). 2) Сами певчие, поющие на таком месте; церковный хор. [ Т.Ф. Ефремовой.,2005].

В данном разделе мы рассмотрели содержание и сущность таких основных понятий и категорий, как музыкальное образование, музыкальное воспитание, музыкальное обучение, восприятие музыки, музыкальные образы, духовная музыка, клирос.