logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗЦАМ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают дети.

М.И. Ройтерштейн так характеризует место урока музыки среди других учебных предметов: “Если школа берёт обязательства научить ребёнка понимать основные закономерности естественного и социального миров, научить его читать достаточно объёмные тексты, то не менее обязательно научить человека слушать музыку не прикладного характера в её достаточно объёмных образцах. А для этого урок музыки должен стать уроком активной музыкальной деятельности.[…]”

Итак, основной формой музыкального образования является урок музыки.

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижения следующих целей:

· становление основ музыкальной культуры;

· развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям;

· освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

· овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности;

· воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств.

Система общего музыкального образования также включает в себя разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы, основанной на принципе добровольности.

Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили ребёнку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности в той или иной области музыкального искусства.

Как во внеклассной, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, студии, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами.

К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительские формы. Это разнообразные музыкальные праздники, лекции-концерты, музыкальные игротеки и т. д.

Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают музыкальные учреждения дополнительного образования детей.

В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования.

В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.); по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, эвристический и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования. Широко применяется метод сравнения, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В. Астафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех её уровнях.

На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в различных модификациях:

· метод выявления сходства и различия, который Д.Б. кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании;

· метод идентификации - узнавание знакомого произведения среди других;

· метод перекодирования - представление содержания в иной знаковой системе.

Специальные методы музыкального образования

Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

Метод “забегания” вперёд и “возвращения” к пройденному на новом уровне (Д.Б. Кабалевского) направлен на установления самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями;

Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);

Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский).