1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗЦАМ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают дети.
М.И. Ройтерштейн так характеризует место урока музыки среди других учебных предметов: “Если школа берёт обязательства научить ребёнка понимать основные закономерности естественного и социального миров, научить его читать достаточно объёмные тексты, то не менее обязательно научить человека слушать музыку не прикладного характера в её достаточно объёмных образцах. А для этого урок музыки должен стать уроком активной музыкальной деятельности.[…]”
Итак, основной формой музыкального образования является урок музыки.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижения следующих целей:
· становление основ музыкальной культуры;
· развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям;
· освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
· овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности;
· воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств.
Система общего музыкального образования также включает в себя разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы, основанной на принципе добровольности.
Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили ребёнку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности в той или иной области музыкального искусства.
Как во внеклассной, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, студии, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами.
К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительские формы. Это разнообразные музыкальные праздники, лекции-концерты, музыкальные игротеки и т. д.
Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают музыкальные учреждения дополнительного образования детей.
В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования.
В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.); по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, эвристический и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования. Широко применяется метод сравнения, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В. Астафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех её уровнях.
На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в различных модификациях:
· метод выявления сходства и различия, который Д.Б. кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании;
· метод идентификации - узнавание знакомого произведения среди других;
· метод перекодирования - представление содержания в иной знаковой системе.
Специальные методы музыкального образования
Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);
Метод “забегания” вперёд и “возвращения” к пройденному на новом уровне (Д.Б. Кабалевского) направлен на установления самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями;
Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);
Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский).
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
- 1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
- 1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗЦАМ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
- 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
- 2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Тема 2. Психолого-педагогические основы диагностики зрительного восприятия младших школьников.
- 1.2. Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 2.1. Выявление креативности младших школьников на уроках музыки.
- 2.2. Пути и педагогические приемы развития креативности младших школьников на уроках музыки.
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- Психолого-педагогические основы начального образования
- Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников в условиях восприятия музыки…………………………………………………………………………………28
- Психолого-педагогические и методические основы организации процесса восприятия произведений музыкального искусства у младших школьников