2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки тезауруса - интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.
Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Музыка. 1-4 классы
Цель программы заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи программы заключаются в следующем:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновлённый репертуар композиторов-песенников.
Д.Б. Кабалевский. Музыка. 1-4 классы
В концепции Д.Б. Кабалевского основной целью школьных занятий музыкой выступает воспитание музыкальной культуры учащихся, как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Отсюда вытекает конечная цель - музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность.
Цель программы определяется рядом задач:
1. Формирование эмоциональных отношений к музыке на основе ее восприятия.
В основе этой задачи лежит проблема увлеченности. «Увлечь ребят музыкой - этот коренной вопрос не должен упускать учитель, начиная с первого урока в 1 классе» - пишет Кабалевский в «Объяснительной записке» к программе. Не случайно в программу включены высокохудожественные произведения: русских композиторов (например, концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского); советских композиторов («Время, вперед!» Г.В. Свиридова); зарубежных композиторов (5 симфония Л. Бетховена); русские народные песни - «Вниз по матушке, по Волге».
2. Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия, т.е. это развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки: они учатся петь, играть на детских музыкальных инструментах, знакомятся с элементами пластического интонирования (музыкально- ритмические движения, даже импровизация).
Программа «Духовная музыка: Россия и Запад» (1-4 классы), авторы И.В. Кошмина, В.В. Алеев
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества в восстановлении традиций в формировании мировоззрения. Целью данной программы является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к новому пласту музыкальной культуры - духовной музыке как средству эстетического и нравственного воспитания.
И.В. Кошмина характеризует религиозно-духовную музыку в двух аспектах, подчеркивая ее многофункциональность: как часть музыкальной культуры и как форму богослужения. С первым аспектом связаны общечеловеческие ценности - эстетические и нравственные, со вторым - религиозные.
Выводы
В этом разделе мы рассмотрели и проанализировали такие программы как Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы; В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Музыка. 1-4 классы; Д.Б. Кабалевский. Музыка. 1-4 классы; Программа «Духовная музыка: Россия и Запад» (1-4 классы), авторы И.В. Кошмина, В.В. Алеев.
Все вышеперечисленные программы включают такой раздел как духовная музыка. Но программа «Духовная музыка: Россия и Запад», авторы И.В. Кошмина, В.В. Алев, на наш взгляд, более других отдают дань данному разделу.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
- 1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
- 1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗЦАМ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
- 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
- 2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Тема 2. Психолого-педагогические основы диагностики зрительного восприятия младших школьников.
- 1.2. Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 2.1. Выявление креативности младших школьников на уроках музыки.
- 2.2. Пути и педагогические приемы развития креативности младших школьников на уроках музыки.
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- Психолого-педагогические основы начального образования
- Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников в условиях восприятия музыки…………………………………………………………………………………28
- Психолого-педагогические и методические основы организации процесса восприятия произведений музыкального искусства у младших школьников