logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

2.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование проводилось во 2 “Д” классе, в МОУ “Гимназия №87” с 15. 12. 2011 по 20. 03. 2012 г.

Классный руководитель: Лютова Елена Николаевна.

Учитель музыки: Анцифирова Наталья Николаевна.

Класс состоит из 25 человек: 15 девочек и 10 мальчиков.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

1) констатирующий

2) развивающий

3) контрольный

На первом этапе мы проводили тестирование (диагностику) стартовых возможностей учеников, основываясь на методике, которая была согласована с учителем музыки, с классным руководителем и со мной, студенткой 3 курса, Зиборовой Людмилой.

При тестировании были выявлены следующие стартовые навыки и умения учащихся:

ФИО учащихся

Уровень осведомлённости в культуре духовной музыки

Умение слышать ладовую окраску

Восприятие музыкальных произведений

Уровень вокально-хоровых навыков

Умение определить кульминацию в музыкальном произведении

Алексей П.

2

2

3

1

3

Антон В.

3

2

3

2

4

Александр Г.

3

4

3

1

2

Максим К.

1

2

2

1

3

Владимир Р.

3

1

3

2

3

Михаил Г.

3

3

4

2

4

Андрей Б.

2

1

2

1

1

Григорий З.

4

2

4

2

1

Илья Г.

1

2

2

3

3

Павел К.

1

3

1

1

4

Александра А.

2

4

4

3

3

Вероника С.

3

4

4

3

2

Дарья В.

1

3

3

2

4

Екатерина А.

4

4

3

3

3

Екатерина Г.

1

2

3

4

2

Елена У.

3

4

3

2

3

Маргарита И.

1

2

2

2

3

Мария П.

3

3

4

4

3

Мария О.

3

3

3

2

4

Нина П.

2

4

3

3

3

Наталья К.

3

3

4

4

2

Светлана И.

2

3

4

2

3

Оля М.

2

3

3

2

3

Карина П.

1

2

3

3

4

Кира К.

2

2

3

3

2

Стартовые навыки и умения учащихся оценивались по следующим критериям:

4-качественный полный ответ;

3-полный ответ, с небольшими недочётами;

2-недостаточно полный ответ;

1-неточный ответ.

Мы обнаружили 8% учеников (Екатерина А., Мария П.) с высоким уровнем начального музыкального развития;

56% учеников (Антон В., Александр Г., Михаил Г., Григорий З., Александра А., Вероника С., Дарья В., Екатерина Г., Елена У., Мария О., Нина П., Наталья К., Светлана И., Карина П.) со средним уровнем развития ;

36% учеников (Алексей П., Максим К., Владимир Р., Андрей Б., Илья Г., Павел К., Маргарита И., Оля М., Кира К.) с низким уровнем развития.

На втором этапе было проведено 7 музыкальных занятий посвящённых изучению русской духовной музыки.

Были прослушаны следующие произведения :

Ночь тиха

П. Чайковский. Рождество. Цикл “Времена года”

П. Чайковский. Достойно есть

Д. Бортнянский. Тебе Бога славим

Д. Бортнянский. Благослови Господь (фрагмент)

М. Березовский. Не отверзи мене во время старости (фрагмент)

А. Ведель. Херувимская песнь №7 (фрагмент)

С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся

С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром ч. 1 (фрагмент)

П. Чесноков. Не умолчим никогда, Богородице

П. Чесноков. Благослови душе моя, Господи (фрагмент)

А. Архангельский. Ныне отпущаеши (фрагмент)

Е. Азеев. Во Царствии Твоем (фрагмент)

А. Гречанинов. Хвалите Имя Господне

Также были разучены детьми 3 рождественские колядки :

Добрый тебе вечер, ласковый хозяин

Рождественское чудо

Рождество Христово

Учащиеся, несмотря на сложность произведений, с интересом слушали их и живо участвовали в беседе.

Мы отметили наибольший эмоциональный отклик у детей на произведение А. Веделя. Херувимская песнь №7 (фрагмент урока).

Учитель: ”Какие образы у вас возникали во время прослушивания произведения?”

Екатерина А.: “Казалось, что улетела в небеса”.

Мария О.:”Как-будто ангелы несут корзинку с Иисусом Христом ”.

Григорий З.: “Образ большой белой птицы”.

Александр Г.: “Стоит Иисус Христос в окружении ангелов и поёт среди людей”.

Вероника С.: “Спокойствие…было ощущение, что сама пела”.

Учитель: “Как вы думаете, что композитор хотел передать нам этой музыкой? О чём рассказать?”

Наталья К.: “Добро. Веру в ангелов”.

Дарья В.: “Что добро всё-таки существует, но мы его не замечаем”.

Антон В.: “Что Бог существует, летает на небе и делает добро ”.

Илья Г.: “Веру в Бога, ангелов, в тех, кто живёт на небе”.

Вот такие глубокие и интересные ответы были у большинства детей.