logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На третьем этапе мы провели контрольное исследование в том же классе, по уровню сложности подобрали схожие произведения и оценивали по тем же параметрам.

Мы выявили следующие результаты:

ФИО учащихся

Уровень осведомлнности в культуре духовной музыки

Умение слышать ладовую окраску

Восприятие музыкальных произведений

Уровень вокально-хоровых навыков

Умение определить кульминацию в музыкальном произведении

Алексей П.

3

3

3

2

3

Антон В.

3

3

3

3

4

Александр Г.

3

4

4

1

3

Максим К.

1

2

2

2

3

Владимир Р.

3

3

4

2

3

Михаил Г.

3

3

4

2

4

Андрей Б.

2

1

1

1

2

Григорий З.

4

3

4

2

2

Илья Г.

3

2

3

3

4

Павел К.

2

4

3

1

4

Александра А.

4

4

4

3

4

Вероника С.

3

4

4

4

2

Дарья В.

2

3

3

2

4

Екатерина А.

4

4

4

4

4

Екатерина Г.

3

3

4

4

3

Елена У.

3

4

4

2

3

Маргарита И.

1

3

3

2

4

Мария П.

3

3

4

4

4

Мария О.

3

3

4

3

4

Нина П.

3

4

3

3

4

Наталья К.

4

4

4

4

3

Светлана И.

2

3

3

2

3

Оля М.

3

3

4

3

4

Карина П.

2

3

4

3

4

Кира К.

4

2

4

3

3

У большинства учеников класса мы можем наблюдать прогресс в более углубленном восприятии духовных произведений (48%) , в повышении уровня знания в области духовной музыки (36%) , в умении слышать ладовую окраску (36%) и определять кульминационные моменты в музыкальных произведениях (52%). Это проявлялось в развёрнутых, более осмысленных ответах детей, в проявлении интереса к духовным произведениям, в попытках анализа музыкальных образов, возникающих при прослушивании музыки.

К сожалению, по такому параметру как вокально-хоровые навыки общего прогресса мы не обнаружили. Но в единичных случаях он был у таких детей, как Алексей П., Антон В., Максим К., Вероника С., Екатерина А., Мария О., Оля М (28%).

У 8% учеников (Андрея Б. и Светланы И.) обнаружился застой по такому параметру как восприятие музыкальных произведений. Это проявилось в незаинтересованности прослушивания музыкальных произведений, в отклонении участия в дискуссиях, в неактивных ответах детей.

В результате контрольной диагностики были выявлены следующие общие результаты:

У 36% учеников (Антон В., Александра А., Оля М., Екатерина А., Екатерина Г., Мария П., Мария О., Нина П., Наталья К.,) стал высокий уровень музыкальных навыков и умений;

У 52 % учеников (Алексей П., Александр Г., Владимир Р., Михаил Г., Григорий З., Илья Г., Павел К., Вероника С., Дарья В., Елена У., Маргарита И., Карина П., Кира К.) мы выявили средние результаты;

И у 12% учащихся (Максим К., Андрей Б., Светлана И.) обнаружился низкий уровень музыкальных навыков и умений.

Таким образом после проведения исследования наблюдается повышения процента учеников, обладающих высоким уровнем развития музыкальных навыков и умений на 28%;

Учеников, обладающих средним уровнем развития, стало на 5% меньше;

И учеников, обладающих низким уровнем музыкального развития, стало на 24% меньше.

Мы считаем, что это неплохие показатели развития музыкальных способностей учеников за тот небольшой срок занятий, посвященных данной теме.

В подведении итогов мы можем сказать, что духовная музыка в структуре грамотно организованного урока и правильно подобранных методов, способствует более динамичному музыкальному развитию детей, а также их внутреннему обогащению и повышению нравственных и духовных ценностей.