logo
Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наш век технического совершенствования и прогресса проблема духовности стоит особо остро. Об этом говорят, и деятели культуры, и политики, и духовные лица, и психологи.

Пушкин писал: "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности".

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: "Духовное воспитание детей и молодежи должно стать безусловным приоритетом нашей политики".

Наталья Александровна Ломакина, заведующая лабораторией духовно-нравственного просвещения молодежи Центра развития образования ОГУ и Ассоциации "Оренбургский университетский (учебный) округ", так говорит: ” Чтобы Россия вновь стала великой православной державой, чтобы возродилась духовность (а стержень духовности - православие), надо сделать очень многое и, конечно, необходимо привить молодежи любовь к своему Отечеству, к его истории. Я с радостью вижу в молодых ростки этого святого чувства, которое исторически свойственно было русским всегда”.

Русскую духовную музыку рассматривали, в разное время, такие историки, музыковеды и философы как: В.В. Медушевский, И.Е. Лозовая, Е.Ю. Шевчук, Н.П. Сахаров, Д.В. Разумовский, Д. Аллеманов, М.В. Бражников, И.А. Гарднер, А.Н. Кручинин, А.Н. Поневка, С.В. Фролова.

Сначала в нашей работе мы сосредоточили внимание на разборе содержания сущности музыкальных понятий. В подразделе 1.2 мы рассмотрели и проанализировали этапы развития русской духовной музыки. Выяснили, что произведения великих русских композиторов-классиков П. Чайковского, А. Архангельского, Д. Бортнянского, П. Чеснокова др., вошли в Золотой фонд отечественного искусства.

Затем мы проанализировали методы работы и современные музыкальные программы, из которых мы выделяем программу И.В. Кошминой, В.В. Алеева, как наиболее глубоко затрагивающую вопрос о духовной музыке.

Затем мы делали, на наш взгляд, результативную попытку провести опытно-экспериментальное исследование по диагностике готовности к восприятию музыкальных образов русской духовной музыки.

Оно показало, что духовная музыка способствует музыкальному развитию детей, их внутреннему обогащению и повышению нравственных и духовных ценностей.

Цели и задачи, поставленные в начале работы, мы считаем выполненными.

Но, в рамках одной курсовой работы, раскрыть всю глубину вопроса о русской духовной музыке сложно, поэтому мы предполагаем заниматься над этим вопросом и дальше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

2.Александрова В., Есть внутренняя музыка души… Музыка в школе №3 1990.

3.Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2, 1999.

4. Аллеманов Д. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия. М., 2008.

5. Арнольд Ю.К. Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу, 2000.

6. Бажанский П., свящ. История русского церковного пения. Львов, 1990.

7. Бокшай И.В. Церковное простопение, сложенное на нотах. Ужгород, 2009.

8. Богомолова М.В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: Канд. дис. М., 2001.

9. Бражников М.В. Многоголосие знаменных партитур: Канд. дис. Л., 1946.

10. Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999.