logo
Работа над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала

Введение

Актуальность. Современная эстрада на сегодняшний день представлена огромным стилевым и жанровым разнообразием. Общим направлением в развитии современной эстрадной, популярной и джазовой музыки является тенденция создавать фьюжн композиции за счёт вариативности, основанной на импровизации. Эстрадная вокальная музыка берёт своё начало из джаза, который возник как музыкальное направление в США. И одной из причин невысокого качества отечественной эстрады можно назвать недостаточную подготовку вокалистов вследствие отсутствия широкого разнообразия зарубежной литературы на тему вокальная импровизация, переведённой на русский язык и одновременная невозможность русского джаза как платформы для создания настоящей русской эстрадной современной песни. Но на данном этапе педагоги находятся в поиске решения этих задач.

Также важной темой является лингвистический аспект, поскольку музыкальная интонация тесно связана с речевой. Проблема большинства русских вокалистов - это отсутствие владения английским языком, что является также существенной преградой в изучении джаза, поскольку для певцов музыкальный язык -- это способ общения со зрителем и музыкантами. И вокалистам такое общение даётся непросто в том случае, когда исполненное произведение представляет собой заученное произведение, без возможности вариаций, т.е. исполняется без внутренней свободы. Кроме того, теряется индивидуальность, особенно, если певец никак не идентифицирует себя ни с какими традиционными началами или не экспериментирует со стилями, не смешивает их и не ищет свою естественную индивидуальность.

Также важным аспектом можно выделить отсутствие знаний некоторых психо-физиологических процессов, которые сопровождают творческую деятельность, что приводит к некоторым сложным ситуациям, когда педагог не знает как помочь, как научить проявлять своё собственное творческое нутро.

В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение биологических процессов, а также педагогических и психологических приёмов, отвечающих на вопросы, как и посредством каких упражнений, дать ученикам всё необходимое для обретения импровизационности и вариативности в исполнении произведений на уроках эстрадно-джазового вокала. Умение создавать искусство на основе импровизации, вариативности и учёта тенденций современного искусства имеет огромное значение для современной культуры, т.к. это повышает не только уровень профессиональной деятельности эстрадно-джазового вокалиста, но и является средством для формирования художественно-эстетического вкуса публики.

Степень исследованности темы. Проблема формирования способностей к вариативности и созданию искусства у современных эстрадных исполнителей исследовались в работах Stoloff, B. «Scat!Improvisation techniques», а также в работе «Степурко, О. «Cкэт импровизация», в работе Карягиной, А.В. «Джазовый вокал». Также практические упражнения содержаться в работах Хромушина О. Вопросы о функциональности нейро-психологических процессов освещены в работе Дэниэла Дж.Амена. Вопросы развития музыкальной психологии сформулированы в работах Теплова, Б. и Тороповой А.В., Э.Б.Абдулина.

Не смотря на то, что джаз в России существует давно, тема освещена не так глубоко, чтобы можно было сказать о едином методическом подходе к проблеме обучения импровизации вокалистов. Существуют расхождения в вопросах того как, чему и в какой последовательности учить. Есть педагогический метод (М.Л.Коробкова, С.Г.Панова- кафедра эстрадно-джазового пения ГКА им.Маймонида), в рамках которого, вокальная мелодия строится с опорой на инструментальное мышление. Также существуют противники этого метода, например, А.В.Карягина (училище Мусоргского, зав.кафедрой эстрадно-джазового вокала): "тот путь, по которому идут инструменталисты<...>, он для вокалистов не подходит".

Также есть расхождения в том, с чего надо начинать обучать импровизации. Существуют педагоги, которые сначала предлагают учить ритмические этюды (О.Хромушин, B.Stoloff), и есть те, которые предлагают объединить мелодию с ритмом с самого начала (В. Ровнер, А.В. Карягина).

Также существует ещё один подход, который опирается на одно из определений слова импровизация: "произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения". Так на уроках эстрадно-джазового вокала у Н.Р.Лавриненко обучающиеся сочиняют импровизацию на определённую последовательность аккордов.

Озвученные проблемы на современном этапе требуют исследования и создания единой системы. Тема нуждается в рассмотрении современных методических пособий, созданных в России и за рубежом. Нахождение ответов на эти вопросы придаёт работе теоретическую новизну.

Теоретико-методологической базой дипломного исследования являются труды по нейробиологии Д.Д.Амена, музыкальной психологии (Торопова А.В., Теплов Б., Асафьев Б.В., Медушевский В.В.), теории и методике вокала (Л.Б.Дмитриев, Менабени А.Г., Клипп О.Я.), исследования, созданные в рамках музыкальной педагогики, психологии, методики преподавания различных инструментов (фортепиано, барабаны) и вокала( Степурко О., Stoloff, B. И др.)

Объект исследования - педагогический процесс в классе эстрадного вокала.

Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирования навыков к импровизации у эстрадного вокалиста.

Целью дипломной работы является выявить, обобщить основные установки, принципы работы над импровизацией на уроках эстрадно-джазового вокала на современном этапе, сформулировать методические рекомендации.

Цель определяет основные задачи:

Изучить степень исследованности проблемы в отечественной учебной и научной литературе.

Дать теоретическое обоснование значимости импровизации у эстрадного вокалиста на современном этапе.

Наметить пути усовершенствования системы преподавания на эстрадно-джазовых отделениях и факультетах современных музыкальных учебных заведений.

Изложить основные методические принципы, которые необходимо использовать в педагогическом процессе для формирования навыков импровизации эстрадного вокалиста.

Осветить исторические истоки джазовой импровизации

Рассмотреть психо-физиологические компоненты в деятельности педагога-музыканта

Выявить значение скэт в эстрадно-джазовом искусстве

Дать характеристику основным джазовым стилям

Раскрыть этапы работы над джазовым стандартом и импровизацией

Выяснить глубину необходимости копирования вокальных импровизаций

В дипломной работе применены следующие методы: анализ (анализ психологической, педагогической, философской, музыковедческой и методической литературы по теме исследования), обобщение (принципов воспитания навыков импровизации на современном этапе). Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данной работы могут быть использованы в вокальной музыкально-педагогической и исполнительской практике для оптимизации процесса обучения на уроках эстрадно-джазового вокала.