logo
Работа над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала

1.2 Психо-физиологические компоненты в деятельности педагога-музыканта

Орган центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков называется головным мозгом, который занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают его от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.

В музыкальных исследованиях к проблеме функционирования головного мозга учёные обращали своё внимание в связи с вопросами о музыкальности. В.В. Медушевский пишет о доминировании правого полушария в процессе музыкальной деятельности над левым. Но тем не менее, он пишет, что левое отвечает больше за восприятие ритма. Вывод, который можно сделать, прочитав его статью на эту тему, будет о необходимости бережного отношения к здоровью головного мозга, поскольку для вокалиста, который поёт эстрадно-джазовую импровизацию, необходимо участие как правого, так и левого полушария. Но время идёт и за счёт новых технологий у нас появляются новые сведения о функционировании головного мозга, которые мы как педагоги вокала и исполнители обязаны учитывать.

Дэниэл Дж.Амен, доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр, руководитель известных Клиник Амена, одним из первых начал использовать компьютерную томографию мозга в психиатрии, в своих исследованиях выявил функциональную систему частей мозга. В своей книги «Мозг и душа» он описывает функции следующих частей мозга: кора лобных долей; передняя часть поясной извилины и базальные ганглии; височные доли и лимбическая система.

Как врач, он говорит об отклонениях, которые в работе мозга выражаются через недостаточную активность (СДВГ) и гиперреактивность (ОКР). Его метод лечения основан, в том числе и на лекарствах, которые изменяют состояние мозга на физическом уровне.

Естественно, эти лекарства он не называет в своей работе с целью безопасности и нам как педагогам интересна другая сторона, которую можно контролировать без сильнодействующих веществ. Наиважнейшая общая мысль книги заключена в одной фразе: «здоровый характер и нравственность зависят от здоровья функций мозга» . На здоровье мозга влияют мысли, которые могут привести к болезни или излечению мозга. В качестве примеров Амен использует много историй из своей лечебной практики и если их проанализировать, то мы увидим, что всех этих людей к болезни привело отсутствие осознанного отношения к жизни. Все они легко поддавались чужому влиянию, замыкались на себе и обидах. И когда они попадали в руки врача, это были уже чересчур запущенные случаи. В частности, он много работал с теми, кто попадал в преступный мир.

Единственный способ оставаться здоровым - это следить за своими эмоциональными состояниями и уметь осознавать разницу между эмоциями и реально происходящими событиями. Ни один из людей не сможет успешно импровизировать, если позволяет себе большую часть своей жизни находиться в состоянии гнева, во власти сильных негативных эмоций. Также негативно на успешность импровизации могут влиять травмы тех или иных частей, в том числе и незначительное сотрясение мозга, потому как все эти факторы влияют негативно на те отделы мозга, которые отвечают за креативность, музыкальность, двигательные моменты. Вокалисты, поющие импровизацию, нуждаются в особо успешной работе коры лобных долей, т.к. эта часть мозга отвечает за дисциплину, самоконтроль и умение выразить свои чувства.

Успешная работа передней части поясной извилины и базальных

ганглий даёт возможность вокалисту осуществлять спонтанную, сиюминутную импровизацию. Но из таблицы №1 мы видим также основную причину, по которой сложно сочинять на ходу. Дело в том, что эта часть работает в случае если поведение человека деструктивно, т.е. доступ к этой части более ограничен, нежели к височным долям и лимбической системы, которые отвечают за эмоциональную сферу. И таким образом, в педагогике оправдан метод обучения импровизации с её сочинения, т.е. с позиции подготовленной импровизации. Височные доли и лимбическая система дают нам музыкальную отзывчивость, что, по мнению Б. Теплова, является основным показателем, которым мы можем руководствоваться в музыкальной педагогике. Таким образом, если мы видим, что эмоциональный отклик у ученика на музыку снижен, мы вправе признать, что возможно, есть или были нарушения именно этой части. Необходимо спросить у ученика были ли травмы черепа, т.к. даже лёгкое встряхивание мозга может плохо повлиять, вследствие ударов мозга о края черепной коробки. Также Амен в своей книге предлагает пройти тест, которые позволяет показать общее положение дел, но в особых случаях лучший выход-это дать рекомендации ученику или его родителю о том, чтобы пройти компьютерную томографию мозга и обратиться к специалисту.

Для предостережения не только болезней мозга, но и поддержания его функционала вокалисту необходима профилактика. Например, необходимо высыпаться, поскольку недосып влияет на творчество также как и наркотики, т.е. человек перестаёт быть социально активным, возможно даже раздвоение личности. С одной стороны, недосыпание влияет таким образом, что стимулирует лимбическую систему, т.е. творчество получает дополнительную активность, но ведёт это к разрушению личности, в итоге будет исчезать индивидуальность, которая является одним из основных условий успешной импровизации. Чтобы восстановить сон и успокоить эмоциональное звено, необходимо научиться расслаблять мозг посредством «ничего немыслия», медитаций или молитвой. Ввиду того, что музыканты стимулируют свои височные доли непосредственно своей же деятельностью, им необходимо для сохранения свежих музыкальных идей уметь быть какое-то время в тишине с самими собой. И поскольку за медитацию, молитву, связь с Богом и творчество, а также и за музыкальную отзывчивость отвечает одна и та же часть, единственный способ остаться наедине с самим собой для музыканта - это сон.

В тоже время, за способность расслабиться, а также за принятие нового, отвечает передняя часть поясной извилины и базальные ганглии. Если есть проблемы в этом отделе, сочинять что-то новое будет невозможно, в то время как импровизация имеет под собой именно создание нового. Кроме того, проблемы с этим отделом будут мешать сотрудничать с другими музыкантами, т.к. будет отказ в принятии других мнений, кроме своего. Что также в педагогике может использоваться в качестве быстрого анализа состояния ученика. Скажем, если ученик постоянно не принимает новый материал, новые идеи, то нет смысла спорить, возможно, у него проблемы несколько серьёзней, чем кажется на первый взгляд. С точки зрения педагогики учитель может помочь в данном случае эмоциональной поддержкой, беседой, прививая позитивный взгляд на жизнь. Если негативные мысли нарушают работу мозга, значит позитивные должны исправлять. Поэтому до успешной работы над импровизацией важно научить позитивному мышлению.

Для вокалиста-импровизатора необходимо следить за качеством своих мыслей. Особенно, учитывая профессиональную повышенную активность некоторых частей мозга, которые подвержены при такой активности к наиболее быстрым изменениям, нежели у людей других профессий.

Работа Амена может существенно облегчить работу педагога вокала, поскольку она объясняет причины некоторых неудач, которые можно предотвратить. Понимание того как функционирует мозг позволяет педагогу осознать бесполезность своего гнева, который невольно возникает в практической работе, когда ученик не в состоянии, следуя чётким инструкциям, получить результат. Такой подход позволяет приблизить к более осознанной педагогической деятельности. Также мы отмечаем тот факт, что исследования учёного и доктора Д. Амена подтверждают определение Б. Теплова музыкальности как синтеза из эмоциональной отзывчивости и тонкого дифференцированного слухового восприятия музыки. Говоря словами Амена, можно сказать, что за музыкальность отвечают те части мозга, которые также отвечают и за эмоциональную возбудимость. Именно это качество необходимо учитывать в работе с вокалистами над импровизацией. И это же положение вещей позволяет нам утверждать, что научиться импровизировать может любой, у кого необходимые части мозга готовы к специфической работе.

В педагогической деятельности нам важно также понимание процессов создания нового. Причины творчества в древности, Дмитриева Т.А. пишет с своей диссертации, - это «божественная» и «демоническая». В этой концепции затрагивается трансцендентальность импровизации, поскольку роль человека как творца здесь уменьшена в пользу потустороннего вмешательства. Здесь же она приводит описание творческого процесса 1926 года Уоллесом:

1.Подготовка. Формулировка задачи и начальные попытки её решения.

2.Инкубация. Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка. Испытание и/или реализация решения.

В импровизации можем использовать дивергентный метод, «направленный на активизацию механизмов творческого поиска, на развитие

способности выходить за рамки сложившихся стереотипов» , который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Воображение и поиск - основа творчества.

Стражникова Т.И. также в своей статье, посвящённой подготовке эстрадных певцов к концертной деятельности, считает одной из важных составляющих в подготовке эстрадного вокалиста изучение джазовой стилистики. Стражникова Т.И. уделяет особое значение в развитии эстрадного вокалиста работе с музыкально-вербальной памятью, куда входят два компонента: образно-слуховой и моторный, т.е. двигательный. Второй компонент проявляется в эмоциональном, зрительном и словесно-логическом движении. Также как и Орлова С.Н. и Портнягина А.М., считает воображение ключевым моментом, но рассматривает его как механизм тренировки музыкальной памяти. Другой вспомогательный механизм в тренировке музыкальной памяти - это аналитико-синтетическая деятельность музыканта, в которую входит «рациональное осознание всех особенностей запоминаемого материала, его сравнительно-сопоставительный анализ». Исходя из статьи Стражниковой Т.И. мы выделили поэтапный план работы над творческим воображением в вокальном произведении:

1. Выявление впечатления от произведения и первичной семантики;

2. Использование синестезических механизмов, творческую интерпретацию и анализ авторского замысла музыкального сочинения, определение драматургии произведения;

3. Поиск и использование разнообразных вокально-исполнительских средств, необходимых для раскрытия музыкального образа.

Для активизации воображения у студентов Орлова С.Н. и Портнягина А.М. выделили следующие методические приёмы, которые могут быть использованы как по отдельности, так и во взаимном сочетании:

1. вербально-коммуникативный (эмоциональное общение методом беседы, диалога, дискуссии);

2. музыкально-перцептивный (активизация музыкальных ассоциаций методом показа и вокально-инструментального исполнения);

3. изобразительно-иллюстративный (активизация зрительных ассоциаций методом зрительного восприятия)

Понятие музыкальность вбирает в себя способность к внутрислуховому представлению, которое является по своей сути не врождённым, а скорее приобретённым. Опираясь на труд Тороповой, можно сказать, что на развитие музыкальности можно влиять через не только эмоциональную отзывчивость, о которой пишет Б. Теплов, но и посредством влияния воображения на мышечные, осязательные представления музыкальной интонационности.

Таким образом на развитие музыкальности, способности к творчеству, музыкальной спонтанности можно влиять посредством мысли, воображения, эмоций, музыкально-пластических практик (Э.Жак-Далькроз, Айсидора Дункан).

И все эти процессы не могут происходить вне нейро-психологических особенностей. Поэтому педагогу эстрадно-джазового вокала необходимо знать причинно-следственные связи. Здесь же мы не можем не отметить ситуативную индивидуальность, присущую каждому случаю. Если не работает один метод, значит нужно либо использовать другой, либо выяснять глубинные причины и устранять их.