1.1 Истоки рок-музыки и центры ее возникновения
«Рок-мумзыка (англ. Rock music) -- обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» -- качать -- в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры -- рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени -- в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, пшеничный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала -- дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х)». Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб., 2006, с. 20.
Основные центры возникновения и развития рок-музыки -- США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен -- на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка появилась в СССР уже в 1960--1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
«Образ рока как стихии убедителен и вполне соответствует истинному положению вещей. Но, трудно привыкнуть к такому сочетанию: рок и культура. Если культуру понимать в истинном, классическом смысле слова» Уго Тьеполи. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.17..
«Рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки». Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб., 2006, с. 21.
- Введение
- 1. РОК - субкультурное явление
- 1.1 Истоки рок-музыки и центры ее возникновения
- 1.2 Музыкальная составляющая
- 1.3 Идеологическая составляющая
- 2. Первопроходцы рок-музыки - звезды рок-н-рола
- 3. Английский рок
- 3.1 Рок-музыка 60-х годов
- 3.2 Самые влиятельные группы
- 3.3 Появление жёсткой музыки
- 3.4 Расцвет гаражного рока
- 4. Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке
- 4.1 Психоделический рок
- 4.2 Расцвет классического рока
- 4.3 Америка. Рок 60-х
- 4.4 Альтернативная музыкальная культура
- 4.5 Возникновение и развитие хард-рока
- 4.6 Джаз-рок
- 5. Рок-музыка 70-х годов
- 5.1 Расцвет новых жанров
- 5.2 Важнейшие группы хард-рока
- 5.3 Расцвет прогрессивного рока
- 5.4 Региональные сцены
- 5.5 «Мягкий» рок
- 5.6 Панк-рок или культурный перелом
- 6. Рок-музыка 80-х годов
- 6.1 Граница в рок-музыке
- 6.2 Брутальный метал 80-х
- 6.3 Экстремальный панк
- 6.4 Новая волна рока 80-х
- 7. Рок-музыка 90-х годов
- 7.1 Прорыв альтернативной музыки
- 7.2 Влиятельные инди-, поп- и панк-группы 90-х
- 7.3 Метал в 1990-х: авангардный, ню- и др.
- 8. Рок-музыка 2000-х годов
- 9. Аутсайдеры всех времен
- Заключение