Задачи и содержание программы музыкального воспитания
Н.А Ветлугина разработала систему музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, которую активно применяют в детских садах.
Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность - это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результата усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух, говорят о музыкальности ребенка. . Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей. Существуют способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:
1)способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
2)исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);
3)способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально игровых танцевальных импровизациях.
Ветлугина выделила основные умения и навыки музыкальной деятельности:
1. Целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать количество ее характерных черт. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения.
2. Сопереживание чувств, настроений, выраженных в музыке. Оно необходимо для выразительной исполнительской деятельности.
3. Художественное исполнительство. Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально - ритмических навыков.
4. Творческие проявления детей. Создание новых образов и действий.
5. Самостоятельные действия. Умения действовать без посторонней помощи.
Названные умения и навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:
1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.
2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных инструментах.
3. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных и контрастных построениях, выразительных средств, о наличии высоких - низких, долгих - коротких звуков.
4. Развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен.
Названные выше задачи конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.(2,3)
- § 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников
- § 1 Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию дошкольников
- Тема 1.5. Методы и приёмы музыкального воспитания детей
- 1.1. Психолого-педагогические основы музыкального воспитания
- Тема 5. Виды музыкальной деятельности
- Тема 2. Характеристика системы музыкального воспитания
- Музыкально – творческая деятельность
- Тема 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
- 3. Зарубежные системы музыкального воспитания детей
- 2.7. Методика музыкального воспитания детей