Современный репертуар народных инструментов

курсовая работа

Введение

Актуальность темы заключается в том, что, по сравнению с фортепиано, органом и инструментами симфонического оркестра, русские народные инструменты малоизвестны. Многие из них находятся в развитии, совершенствуется их конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика их звучания.

Понятие "народный инструмент" объединяет в общую категорию баян, гитару, балалайку, домру, гусли, аккордеон. На народных инструментах ведется обучение в музыкальных школах, училищах и в вузах нашей страны. Они заслуживают самого внимательного рассмотрения исследователя.

Разработанность темы. Народные инструменты, непопулярные в XIX веке, когда Россия осваивала классику, то есть симфонический оркестр, в том числе включив инструменты симфонического оркестра в учебные планы первых отечественных консерваторий, в ХХ - XXI существенно изменили свой статус. Из экзотики, признаваемой в основном славянофильскими кругами, они стали любимыми инструментами победившего народа в СССР. После перестройки интерес к народным инструментам не исчез. На них звучит не только фольклорная музыка, но и самая серьезная камерно-инструментальная: от И.С. Баха до С.А. Губайдулиной. Композиторы-авангардисты обращаются к народным инструментам, обогащая палитру исполнительских приемов и меняя их звучание до неузнаваемости. Постепенно сложился довольно большой репертуар народных инструментов. Опубликованы соответствующие словари, справочники, существует публицистика по данной теме. Источники достаточно обширны: от первых свидетельств иностранцев ЧVЙЙ века, путешествовавших по России или долго в ней живших, до работ ученых и композиторов ЧЧЙ столетия. В первую очередь следует выделить труды А.М. Мирека, А.А. Новосельского, Б.Л. Вольмана, А.С. Фамилицына. Обстоятельно изучались также вопросы бытования русского инструментализма в фольклоре. И прежде всего - в работах А.П. Агажанова, А.А. Банина, Ю. Е. Бойко, Е.В. Гиппиуса и других.

В области изучения нотной традиции имеется лишь небольшое количество справочников, статей, разрозненных материалов и очерков об отдельных исполнителях, коллективах, композиторах. Здесь можно выделить работы А.П. Басурманова, Г.Е. Авксентьева, В.М. Блока, В.В. Бычкова, Б.М. Егорова, А.С. Илюхина, М.С. Колчевой, А.П. Коннова, М.Ф. Леоновой, В.Б. Попонова, Ф.В. Соколова, А.И. Пересады, А.М. Мирека. Следует также сказать о статьях в сборниках "Баян и баянисты" и в журналах "Советский композитор" и "Народник".

Объект исследования - русские народные инструменты.

Предмет исследования - репертуар русских народных инструментов в его специфике и динамике.

Цель исследования - дать комплексную характеристику наиболее значительным русским народным инструментам.

Задачи исследования:

Изучить теоретический и музыкальный материал по данной теме.

Выделить основные русские народные инструменты и охарактеризовать их в историческом развитии.

Выделить главных композиторов-исполнителей соответствующего жанра в XIX - XX веках и дать их короткие творческие портреты.

Сделать гармонический анализ контрастных образцов музыки для народных инструментов с целью показать ее многоплановость, требующую применения различных художественных средств.

Структура курсовой работы - две главы с вступлением, заключением и приложением. Приложение включает избранные нотные примеры репертуарных пьес для баяна с их гармоническим анализом.

Делись добром ;)