logo
Современный репертуар народных инструментов

1.2 Классический репертуар для народных инструментов ЧЙЧ века

Гусли щипковые стационарные. Именно для этого инструмента в 1776 - 1795 гг. в России был издан первый нотный сборник русских народных песен. Он назывался "Собрание русских простых песен с нотами». Сборник был выпущен в четырех частях по 20 песен в каждой. В 1790 году появляется нотное издание обработок русских народных песен И. Прача. В 1802 году выходит « Азбука или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам» М. Померанцева, а в 1808 году печатается «Новейшая полная школа для гуслей» Д. Ф. Кушенова-Дмитриевского. .

В 1738 году императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении в Малороссии школы для подготовки придворных музыкантов, где, наряду с пением, игрой на скрипке и бандуре, преподавалась также игра на гуслях. Как свидетельствуют исторические документы, при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне имелись придворные гусляры - К. Кондратович, С. И Г. Черняховские. Игрой на прямоугольных гуслях увлекались: выдающийся поэт Г. Державин, композитор О. А. Козловский, В. Ф. Трутовский (русский певец, гусляр-виртуоз, композитор, собиратель народных песен.

А для шестиструнной гитары в основном писал Макаров Николай Петрович. Он опубликовал свои собственные музыкальные пьесы, такие как «Венецианский карнавал», мазурки, романсы, Концерт для гитары, обработки народных песен. Однако созданная им музыка маловыразительна и широкого распространения не получила. В 1874 году выходят его «несколько правил высшей гитарной игры». Брошюра содержала ценные советы по совершенствованию гитарной техники: исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм, применение мизинца руки в игре и т. п.

Некоторые известные русские композиторы второй половины XVIII - начала XIX веков публикуют свои произведения для семиструнной гитары. Иван Евстафьевич Хандошкин написал для инструмента ряд вариаций на темы русских народных песен. Гавриил Андреевич Рачинский в 1817 году опубликовал десять пьес для семиструнной гитары. В их числе пять полонезов и два цикла вариаций на темы русских народных песен. В это же время для инструмента были выпущены в печати произведения ныне забытых композиторов - Горностаева, Коновкина, Маслова. Большой вклад в репертуар для этого инструмента внес Андрей Осипович Сихра. Начиная с 1800 года и до конца своей жизни, А. О. Сихра издал множество пьес для этого инструмента, это переложения популярных арий, танцевальная музыка, сложнейшие фантазии концертного плана. Творчество Сихры развивалось во всех аспектах. Он создал пьесы для гитары соло, для дуэта гитар, для скрипки и гитары, в их числе фантазии на темы известных и модных композиторов, фантазии на темы русских народных песен, оригинальные произведения, среди которых мазурки, вальсы, экосезы, кадрили, экзерсисы. Сихра выполнил переложения и аранжировки сочинений М. И. Глинки, В. А. Моцарта, Г. Доницетти, К. Вебера, Д. Россини, Д. Верди. В 1802 году в Петербурге стал издаваться «Журнал для семиструнной гитары А. О. Сихры», в котором печатались обработки русских народных песен, переложения музыкальной классики. В последующие годы, вплоть до 1838 года, музыкант издает ряд аналогичных журналов, способствующих значительному увеличению популярности инструмента.

Растет и увеличивается репертуар для балалайки, не говоря уже о домре. Для этого инструмента, так как он почти исчез из исполнительства, не написано ни одного произведения, ни одной обработки и вариации. Домру воскресят лишь в следующем веке, благодаря Василию Андрееву. Илюхин А. История исполнительства на русских народных инструментах // Классический репертуар струнно-щипковых народных инструментов. - М.: Советский композитор, 1969, С.103.

В начале XIX века появляется сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник». Это произведение было написано большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н. В. Лавровым (настоящая фамилия Чиркин). Вариации были изданы на французском языке и посвящены известному в ту пору композитору А. А. Алябьеву. На титульном листе указано, что произведение написано для трехструнной балалайки.