logo
Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха

1.1 Инструментальная музыка XVII-XVIII веков: общие тенденции развития

Эволюция инструментальной музыки в эпоху барокко прошла долгий путь - от прикладного значения и влияния на ее стиль вокально-полифонических жанров в XVI веке к созданию собственно инструментальных жанров симфонии, сонаты, квартета и утверждению симфонизма в XVIII веке. Возникновение новых идей, образов, жанров происходило в рамках общественно-исторических перемен, в условиях развития демократической идеологии. Демократизация отразилась и на музыкальном искусстве - «до начала XVIII века местом приложения творческих сил композиторов были главным образом церковь, феодальные замки и оперные театры. В XVIIIв.повсеместно появляются в большом числе очаги демократической концертной практики (…). Увеличивается количество оркестровых капелл, ансамблевых и сольных концертов…» (12,.50). С течением времени, как отмечает Т. Ливанова, изменялись и сами формы музыкальной жизни: «ширилась аудитория, … росли ее запросы, … нарушалась и сама замкнутость ограниченной определенными рамками придворной или клерикальной среды» (13, 488), все большее значение приобретали условия концертного существования, исполнения музыки. И действительно, меньшая зависимость от влияния церкви или содержания литературного первоисточника, по сравнению с духовными вокальными жанрами и сценической музыкой, также способствовало, по мнению Кириллиной, возрастанию значения инструментальной музыки (10, 210). Кроме того, этому способствовало расширение круга образов и, как пишет Ливанова, сферы жизненного содержания, доступного инструментальным жанрам. По мнению Кириллиной, именно через требование эпохи Просвещения к выражению человеческих чувств и страстей, а не изображению реальных предметов, действий и подражанию звучания звукам природы, «инструментальная музыка нашла для себя ту сферу, в которой с нею не могли соперничать ни изобразительное искусство, ни поэзия, ни театр, ни наука» (10, 210).

Все эти процессы способствовали росту самостоятельности инструментальной музыки и побуждали к поискам нового тематизма, новых средств выразительности, форм и способов развития.

Основными «точками опоры» развития новых инструментальных жанров были, с одной стороны, способы развития полифонической музыки, с другой - традиции гомофонно-гармонического склада, присущие бытовым жанрам. Многообразие жанров инструментальной музыки в XVIв. (канцона, инструментальный мадригал, ричеркар) способствовало накоплению в музыкальной практике различных способов и средств выразительности. Постепенно зарождались новые тенденции. Это, во-первых, воплощение все более емкого музыкального содержания, во-вторых, раздвижение масштабов композиции. Важным моментом в формировании новых инструментальных жанров послужило стремление к переосмыслению и синтезу прежних жанров, созданию цикла из контрастных частей. Эти тенденции ярко выразились в формировании сонатно-симфонического цикла в его жанровых разновидностях (соната, трио, квартет, симфония, концерт). Истоки сонатно-симфонического цикла многообразны - это оперная увертюра, в основе которой контрастная смена быстрых и медленного разделов, полифонические циклы типа «прелюдия-фуга», танцевальная сюита.

Характерной чертой инструментальной музыки той эпохи явилось также выдвижение отдельных инструментальных школ (органной, клавесинной, скрипичной) со своими особенностями звучания и, соответственно, репертуаром, формирование инструментальных школ. В становлении классического симфонизма велика роль скрипичной итальянской школы (в особенности, болонских и венецианских мастеров), «мангеймской школы» (чешские композиторы Я.В.А. Стамиц, Ф.К. Рихтер, К. стамиц, А. Стамиц. Х. Каннабих), в немецкой музыке - творчества Ф.Э. Баха, В.Ф. Баха и И.К. Баха. При этом музыка для скрипки, как пишет Ливанова, «воплощает в себе самые новые устремления инструментального стиля, и потому для нее характерны соната и концерт. … Лишь от скрипки соната и концерт переходят затем на клавир, обретая со временем новые качества» (13, 493).

Рассмотрим формирование и развитие старинной сонаты в сначала области скрипичной музыки, затем ее становление в качестве клавирного жанра.