logo
Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха

1.3 Соната в клавирной музыке XVI-XVIIвв

Истоки клавирного искусства - в лютневой и органной музыке. Клавирная музыка обретает самостоятельность в качестве светского искусства, постепенно вытесняя из домашнего музицирования лютню и преодолевая, как отмечает Ливанова, традиции органной и лютневой музыки.

Впервые собственный стиль, характерный облик клавирной музыки проступает в искусстве английских верджиналистов на рубеже XVI-XVIIвв. - У. Берд, Дж. Булл, Т. Морлей, О. Гиббонс, Дж. Дауленд и др. В их творчестве клавирная музыка представлена обработками и вариациями народных песен, танцев и полифонических форм органной музыки (фантазий, прелюдий). Интонационный облик музыки английских верджиналистов связан с народно-бытовой мелодикой.

С середины XVIIв. все большее значение приобретает творческая школа французских клавесинистов - Ж. Ш. де Шамбоньер, Л. Куперен, дАнглебер, Н. Лебег, Л. Маршал, Г. ле Ру и др. На первых порах французские клавесинисты заимствовали из области лютневой музыки танцевальные жанры, программность, что впоследствии и стало характерными чертами французской школы. Расцвет французская клавесинная музыка получила в творчестве Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо. В качестве основополагающего жанра клавирной музыки утверждается сюита.

Следует отметить имена отдельных композиторов, чьи творческие искания были связаны с развитием клавирной музыки, в частности, клавирной сюиты - Г. Перселл в Англии, Фробергер в Гермении, А. Польетти в Италии. Сюиты по большей части сочиняли И.С. Бах, И. Пахельбель.

Первые образцы циклических клавирных сонат принадлежат немецкому композитору И. Кунау. Его сонаты схожи с итальянскими трио-сонатами и интересны как циклы последовательного программного содержания. Количество частей в цикле различно, а их содержание и композиционные функции зависят от программного замысла. По словам Ливановой, «это еще отнюдь не тип сонаты, а скорее поиски нового образного содержания для нее…» (13, 525).

Клавирная музыка итальянских композиторов тоже выполняла особую роль в подготовке классической сонаты - шла работа над деталями в процессе формирования сонатного аллегро и, соответственно, устанавливалась образность сонатного тематизма.

Так, сонаты Б.Марчелло представляют собой двухчастные циклы, где господствует инструментальный стиль изложения, а тематический материал еще не достаточно дифференцирован. Другие итальянские композиторы - Пешетти, Галуппи, Пагапелли, Парадизи, Рутини и др. продвигались к классическому пониманию цикла, углубляя образное содержание частей и обогащая тематизм.

Следует особо отметить роль Д. Скарлатти в развитии клавирной сонаты. В.П. Чинаев отмечает большое значение Скарлатти: «Он выводит клавирное искусство из искусства прикладного значения в мир более широких обобщений (25, 18). Им написано около 600 произведений данного жанра, каждое из которых поражает оригинальностью замысла и средствами его воплощения. «Скарлатти непрестанно стремился в своей клавирной музыке индивидуализировать каждое из многочисленных произведений» - пишет Ливанова (14, 288). Он экспериментировал в жанре сонаты, что отразилось на многообразных трактовках формы, композиционных, тематических, структурных особенностях сонаты.

Стиль изложения по преимуществу гомофонно-гармонический, но применяются и полифонические приемы - развитые мелодические линии каждого голоса, имитации, каноническое изложение, сложный контрапункт. Преобладает мелодика инструментального типа, с чертами танцевальности. Исследователи отмечают признаки различных испанских танцевальных жанров в его сонатах - хоты, сегидильи, фанданго, сарданы, малагеньи, реже можно встретить прообразы западноевропейских сюитных танцев (аллеманды, жиги, гавота). От народной испанской музыки Скарлатти воспринял также увеличенные секунды, красочный гармонический язык. Индивидуальный облик каждой сонаты зависит и от применения определенных технических приемов, которые нацелены подчеркнуть активное начало тематизма: это и трели, и приемы перекрещивания рук, репетиции, резкие скачки, сопоставление регистров.

Так, форма сонат Скарлатти отличается текучестью, гибкостью, всякий раз отвечая творческому замыслу композитора, допуская свободное чередование образов. Его сонаты одночастны, написаны либо в простой двухчастной форме (характерной для сюитных танцев), либо в представляют собой простое сонатное аллегро. При исполнении его сонаты принято соединять попарно, что установилось еще при жизни композитора. В этом выражается, как отмечает Чинаев, «важнейший эстетический принцип барокко - динамичной контрастности повествования. … Характерное для Скарлатти объединение в малые двухчастные циклы медленных и быстрых сонат несет в себе идею контрастного сопоставления настроений» (25, 11).

Среди итальянских композиторов у Скарлатти нет прямых предшественников. Но его воздействие заметно на творчестве испанского композитора А. Солера. Им создано более 130 клавирных сонат. В них композитор применяет различные технические приемы, опирается на испанские танцевальные ритмы, использует красочные гармонические переходы. Все это, в целом, обогащает образный мир сонаты.

Далее, с середины XVIII века в развитии сонаты возрастает участие немецких творческих школ, в особенности композиторов-сыновей И.С. Баха.