logo
Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха

1.4 Композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы

Классическая сонатная форма пережила длительный процесс формирования, важным этапом которого явилась старинная сонатная форма в эпоху барокко. Она органически связана с малыми барочными формами сюитных танцев и оперными увертюрами. Одной из областей вызревания сонатного принципа являлась, как отмечает Кюрегян, барочная двухчастная форма - «уже высотное соотнесение предкаденционных участков - доминантового в конце первой части и тонического в конце второй - создает предпосылку сонатности. В случаях наполнения соответвствующих зон одинаковым материалом возникает эффект репризного транспонирования - так называемая «сонатная рифма. А при тематическом и структурном выделении данных участков они начинают претендовать - более или менее обоснованно - на роль побочной партии, что уже непосредственно соприкасается с барочной сонатной формой (типа развертывания)» (11, 150).

У Кюрегян приводится классификация старинной сонатной формы по трем признакам:

По общему принципу организации материала - старинная сонатная форма полифонической ориентации (барочная сонатная форма) и гомофонно-гармонической (предклассическая сонатная форма);

По числу тем - однотемная и разнотемная;

По числу частей - двухчастная (если развивающий и завершающий раздел объединяются в один крупный раздел) и трехчастная (если развивающий и завершающий разделы автономны).

Барочная сонатная форма типа развертывания полифонической природы, непосредственно контактирует с малыми барочными формами. В ней сохраняется тематическая однородность и метрическая «мягкость», позволяющая, по словам Кюрегян, «длить построения без четких границ и жесткой структуры» (11, 172). Принцип развертывания отражает свойственную искусству барокко потребность пребывания в одном состоянии. Поэтому, как пишет Кюрегян, «в основе развертывания - «дление» этого состояния путем прибавления подобных, но вариантных или очень постепенно обновляемых мотивов…» (11, 174). Эта форма представлена в творчестве немецких композиторов-полифонистов И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г. Телемана и встречается в танцах из сюит, прелюдиях, быстрых частях сонат.

В экспозиции барочной сонатной формы главная партия эквивалентна ядру, связующая - собственно развертыванию, побочная партия - кадансу и предкадансовой зоне в уже достигнутой побочной тональности. Несформированность самих тем обуславливает отсутствие масштабного развивающего раздела. В нем лишь продолжается начатое в экспозиции развертывание музыкального материала, плавно переходящее в репризу.

Предклассическая сонатная форма отличается гомофонно-гармонической направленностью - более определенным тематизмом, ориентацией на квадратность, функции разделов более ясны. В ней формируются производный тематический контраст и разработочное развитие. Эта разновидность сонатной формы, по словам Кюрегян, «продвинулась гораздо дальше на пути к классическим формам» (11, 174). Сфера ее применения связана по преимуществу с сонатным жанром. Развитие эта форма получила с творчестве Д. Скарлатти, Тартини, Мартини, Галуппии др.

Классичность структуры складывалась не сразу. Старосонатная форма - возвращала к репризе только одну вторую (побочную) тему экспозиции, опуская первую, взамен которой шла связующая, прямо вводившая вторую тему в главную тональность. Экспозиция «складывается» из двух крупных областей: главной с примыкающей к ней связующей партией и побочной с примыкающей к ней заключительной партией. Развивающий и завершающий разделы объединяются в одну часть или существуют раздельно (что зависит более всего от строения репризы - неполной или полной).

Условно схему старинной сонатной формы можно представить следующим образом:

Как мы видим, структурно предклассическая сонатная форма отличалась от сонат венских классиков отсутствием масштабного, развернутого разработочного раздела. Однако основное отличие сонатной формы барокко от классической, как отмечает Холопова, состоит в отсутствии драматургического контраста между главной и побочной партиями (24, 265).