logo
Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха

2.3 Клавирная соната в творчестве И.К. Баха

Иоганн Кристиан Бах (1735-1782гг.) - «миланский» или «лондонский» Бах. И.К. Бах учился музыке в Италии, где познакомился с итальянским оперным искусством и сам работал в жанре оперы-seria. Итальянская музыка оказалась близка характеру его дарования, и поэтому ее влияние отразилось на особенностях творчества композитора - образный мир произведений Баха проникнут лиризмом, фактура прозрачна, мелодика певуча.

Наследие И.К. Баха охватывает оперы, симфонии, различные жанры инструментальной музыки. Будучи композитором-исполнителем, Бах много сочинял для клавира. Большую художественную ценность представляют его клавирные сонаты. По словам Ливановой, «в истории клавирной сонаты И.К. Бах занимает совершенно определенное место: он словно движется в направлении к Моцарту…» (14, 340).

Для музыкального языка сонат И.К. Баха характерны ясность выражения музыкальной мысли, четкость формы, гомофонно-гармонический склад. Влияние итальянской вокальной музыки и собственный опыт композитора в сочинении оперный арий обуславливает особую роль мелодики, ее ариозную кантабельность, певучесть, плавность. Эти черты во многом подготавливают стиль сонат Моцарта.

Композиция сонатного цикла у Баха состоит из трех, реже двух частей. Части объединяются однородным, сложившимся стилем изложения, который Ливанова характеризует как раннефортепианный. В ряде его сонат функции частей выделяются совершенно определенно как сонатное аллегро, певучая медленная часть и моторный финал. Наиболее показательна в этом отношении соната B-dur (рассматривается далее), финал сонаты c-moll, близкий бетховенским рондо в третьих частях сонат (см. пример 12).

Однако, встречаются и иные трактовки сонатного цикла. В сонате D-dur, например, третья часть - менуэт в форме da capo.

Оригинально решена композиция двухчастной сонаты G-dur (ор.5 №3), в которой первая часть представляет собой типичное сонатное аллегро, а вторая часть сочетает функции лирической части и финала. Части оттеняют друг друга по-принципу контраста. Единство цикла достигается пронизывающим целеустремленным движением. Эта соната показательна в качестве образца «предкласической» клавирной сонаты в плане особенностей фактуры, структуры тем, тонального плана.

Первая часть - сонатное аллегро, содержит образы моторные, активные. Эта часть воплощает характерные признаки сонатного аллегро - тонико-доминантное тональное соотношение тем, квадратность, четкость структуры тематических разделов, особенности фактурного изложения.

Главная партия (G-dur) показывает образ по-моцартовски светлый, жизнерадостный. Тема содержит большой потенциал к развитию, чему способствует активное непрерывное сопровождение восьмыми и мелодика инструментального типа - сочетаются гармонические фигурации и восходящие гаммообразные пассажи (см. пример 13).

Явно определена роль связующего раздела как тональной подготовки побочной партии.

Тема побочной партии (D-dur) образно дополняет главную. Эта тема более активная, яркая, вся построена на восходящем движении (см. пример 14).

В разработочном разделе проходит тональное развитие Г.Т. Кроме D-dur, затрагивается круг побочных минорных тональностей - e-moll, h-moll, a-moll. Затем получает развития восходящий гаммообразный элемент из заключительного раздела экспозиции, что подводит к репризе П.Т. в основной тональности.

Во второй части - Allegretto - воплощен образ лирический, утонченный и показано его развитие в форме вариаций.

Тема показана в простой двухчастной форме (8т + 8т), что придает ей логичность, ясность. Утонченный образ воплощается здесь посредством изысканной, капризно-изогнутой мелодической линии и прихотливого ритмического рисунка. Встречаются пунктирный ритм, синкопы, трели, форшлаги (см. пример 15)

Первая вариация показывает оживление образа. Сопровождение почти не меняется, остались лишь опорные звуки в октавном удвоении, а мелодическая линия превращается в подвижные фигурации, сохранив лишь высотные контуры мелодии. Во второй вариации образ представлен в бытовом плане. Происходит музыкальное подражание лютневому дуэту. В качестве солиста выступает мелодия, еще более утонченная и филигранная чем в начале, а в сопровождении имитируется щипковый аккомпанемент. Третья вариация развивает моторное начало в теме. Образ становится «журчащим» благодаря расцвечиванию мелодии триолями 16-х. В последней вариации образ преображается из лирического в пасторальный. Происходит еще большее ритмическое и фактурное оживление. Триоли 16-х в сочетании с легким стаккато переходят в сопровождение. В мелодике фразы сокращаются до коротких мотивов-интонаций, вызывая ассоциации с щебетаньем птиц на фоне журчащего ручейка (см. пример 16).

Соната B-dur (ор.17 №6) отличается большой цельностью и, по словам Ливановой, служит образцом чистого раннефортепианного стиля. Она состоит из трех частей - сонатного аллегро, лирического Andante и моторного финала.

Первая часть - это еще не классическая сонатная форма, но в сравнении со старыми мастерами, классичны ее тематизм и широкое его экспонирование (14, 342). Главная тема (B-dur) (см. пример 17) легко и изящно «скользит» на фоне альбертиевых басов, активная побочная (F-dur) уводит от нее в область моторного движения.

Вторая часть - Andante, Es-dur - наполнена лиризмом, глубиной высказывания. Сосредоточенный характер задает имитационное начало темы (см. пример 18). Эта часть, как говорит Ливанова, «по широте своего замысле могла бы быть и первой частью тогдашнего сонатного цикла» (14, 342).

Третья часть - Prestissimo, B-dur - активный, моторный финал, весь пронизанный стремительным движением. Размер 12/8 и изложение темы по аккордовым звукам роднит эту часть с финалом сюиты - жигой (см. пример 19). Ливанова пишет, что в этой сонате достигнуто особое, классическое равновесие цикла, определенность его частей и единство стиля изложения.

Таким образом, в сонатах И.К. Баха более явно определяются функции частей цикла и более четко очерчены структурные контуры тем. Музыка его сонат предвосхищает классицизм ясностью выражения, единством стиля.