Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха

курсовая работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя исторические предпосылки клавирной сонаты и роль сыновей И.С. Баха в ее развитии, мы пришли к следующим выводам.

Становление сонаты как жанра имело длительный и сложный процесс. Сам термин «соната» возник в эпоху формирования самостоятельных инструментальных жанров. Первоначально сонатами назывались вокальные пьесы с участием инструментов или инструментальные переложения вокальных пьес. Затем, в эпоху раннего барокко (XVIIв.), сформировалось 2 типа сонаты: sonata da chiesa (церковная соната) и sonata da camera (камерная, придворная соната). Церковные сонаты опиралась на полифонические формы, в камерных сонатах преобладал гомофонный склад и опора на танцевальность. Переходной формой к сольной сонате послужила трио-соната (для 2 или 3 исполнителей с сопровождением basso continuo). К середине XVIIIв., в раннеклассический период, соната постепенно складывается как наиболее богатый по содержанию и сложный жанр камерной музыки. На первое место выдвигается клавирная соната. Большую роль в ее формировании сыграло творчество И.К. Баха и К. Ф. Э. Баха.

У каждого из сыновей Баха были свои искания и эксперименты, тем не менее, они внесли значительный вклад в подготовку венского классического фортепианного стиля.

Во-первых, на основе анализа 2-х и 3-х частных сонат И.К. и Ф.Э. Бахов можно утверждать, что в них уже намечаются функции частей сонатно-симфонического цикла:

· первая часть выполняет функцию импульса к развитию, содержит активные действенные образы, быстрый темп. Форма - барочное сонатное allegro (1 часть сонат f-moll. F-dur, A-dur Ф.Э. Баха, сонат G-dur, B-dur И.К. Баха).

· вторая часть - создает главный контраст (в двухчастном цикле - это парный контраст,.в трехчастном - средняя часть оттеняет крайние быстрые, моторные части). Уводит в образы внутреннего мира человека. Образы этой части лирические, темп медленный. Формы: простая двух- и трехчастная (соната B-dur И.К. Баха, сонаты e-moll, a-moll, A-dur, F-dur Ф.Э. Баха), вариационная (2 часть сонаты G-dur И.К. Баха, f-moll Ф.Э. Баха) и барочная сонатная форма.

· третья часть (если присутствует) - финал. Моторные образы подвижный темп, старинная двухчастная форма (в сонате B-dur И.К. Баха), либо жанровая часть, менуэт (Соната F-dur Ф.Э. Баха).

У Ф.Э. Баха большой художественной ценностью отличаются медленные части сонат - анданте и адажио, предшественники будущих адажио Моцарта и Бетховена, некоторые отдельные темы. Велика его роль также в формировании характерных фактурных особенностей классических сонат.

Во-вторых, формированию классического стиля сонат во многом способствовал переход от полифонического склада к гомофонному в творчестве Ф.Э. и И.К. Баха. В их сонатах формируются фактурные особенности изложения, ставшие типическими для венских классиков: движение по звукам трезвучия, альбертиевы басы, широкое применение гаммообразного и арпеджированного типов движений. Особенно показательны в этом плане 1 часть сонаты F-dur Ф.Э. Баха, 1 часть сонаты G-dur и 3 часть сонаты c-moll И.К. Баха.

В-третьих, Ф.Э. и И.К. Бах развивают саму форму сонатного allegro. Они опирались по преимуществу на принципы предклассической сонатной формы, состоящей из двух разделов (в первом - две темы в тонико-доминантовом соотношении, во втором - объединение развития главной темы и тональная реприза второй темы). В разработочном разделе формы применяли тональное и фактурное развитие тем.

В-четвертых, в их сонатах намечается ряд закономерностей, способствующих единству целого в цикле. К ним относятся:

· логика тонального плана (крайние части пишутся в основной тональности, средние - в близких);

· распределение драматургических функций частей цикла;

· наличие общей концепции, сквозной идеи.

И, наконец, следует отметить особенности образного содержания сонат Ф.Э. и И.К. Баха, получившие продолжение в творчестве конкретных композиторов-классиков. Так, Ф.Э. Бах обогащает образный мир клавирной сонаты драматическими, патетическими образами, что получает развитие в сонатном творчестве Бетховена. И, напротив, светлый колорит образов И.К. Баха, ясность выражения музыкальной мысли во многом предвосхищает образность фортепианных сонат Моцарта, Гайдна.

Следует выделить значение сонатного творчества Ф.Э. Баха. Мураталиева С. отмечает, что «он может по праву считаться создателем жанра фортепианной сонаты, демонстрируя его широкие возможности, которые становятся характерными для последующего развития» (с.15). Преемственность сонат Ф.Э. Баха и сонат венских классиков становится очевидной, исходя из высказываний самих композиторов о творчестве Баха. Так, Бетховен в письме к издателю Гертелю в 1809г. писал, что некоторые сочинения К.Ф.Э. Баха «несомненно должны служить каждому подлинному художнику не только в качестве предмета высокого наслаждения, но и как материал для изучения». Моцарт выразился: «Он отец - мы дети. Те из нас, кто делает все верно и хорошо, научились этому у него».(цит. По с. 15). Кроме того,

Итак, мы видим, что в сонатах Ф.Э. и И.К. Баха уже намечаются функции частей сонатного цикла, многие тематические, фактурные и структурные особенности сонат предвосхищают классический фортепианный стиль. Т.о., их сонаты имеют большое историческое значение, прокладывая дорогу классической фортепианной сонате венских классиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ И ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бах И.К. Сонаты для фортепиано// Ред.-сост. Степаненко М.Б. Вып.1 - Киев: «Музыка Украина», 1976 - 43с., нот.

2. Бах И.К. Сонаты для фортепиано// Ред.-сост. Степаненко М.Б. Вып.2 - Киев: «Музыка Украина», 1977 - 55с., нот.

3. Бах Ф.Э. Сонаты для фортепиано// Ред.-сост. Степаненко М.Б. Вып.1 - Киев: «Музыка Украина», 1980 - 43с., нот.

4. Бах Ф.Э. Избранные сочинения для фортепиано /Ред. и вст. ст. А.Юровского. - Москва-Ленинград:Гос. Муз. Изд-во, 1947. - 159с., нот.

5. Бобровский В.П. Сонатно-циклическая форма // Музыкальная энциклопедия. - Т.5. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия». - 1981.

6. Бочаров Ю. Занятные подробности о классической сонатной форме и ее родственниках //«Старинная музыка» 2002 №1 - М. , 2002. - С. 9-13

7. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства: Учебник: В 3-х вып. Вып. 1. - М.:Музыка, 1990. - 285с.

8. Гофман М.-Р. Основные музыкальные формы //Музыка - друг на всю жизнь. -М.:Музыка, 1999. - С. 51-59

9. Евдокимова Ю. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху //Вопросы музыкальной формы: сб.ст. под ред. Вл. Протопопова. Вып.2. - М.:Музыка, 1972 - C.98-138

10. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика. - М.: Композитор. - 2007. - 376с.

11. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков. - М.: ТЦ «Сфера». - 1998. - 344с., нот.

12. Левик Б.В. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 2. Вторая половина XVIII века. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1974 - 277с.

13. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х т. Т.1. По XVIII век. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. Музыка, 1983. - 696с., нот.

14. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник в 2-х т. Т.2. XVIII век. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. Музыка, 1982. - 696с., нот.

15. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М.:Музыка, 1994. - 320с.

16. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 519с.

17. Мураталиева С.Г. «Великий Бах» // «Музыковедение» 2011 №9 - .М., 2011. - С. 10-15

18. Протопопов В. Судьба сонатной формы - Музыкальная академия 2003 №2 С. 143-147 _ М. «Композитор»

Делись добром ;)