Сравнительный анализ некоторых школ игры на домре второй половины XX века

реферат

Глава II. Сравнительный анализ некоторых школ игры на домре

Анатолий Яковлевич Александров - музыкант, педагог, методист, один из первых исполнителей на трёхструнной домре, среди его учеников известно имя Виктора Ивановича Калинина - Заслуженного артиста России, дипломанта первого Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, ныне концертмейстера оркестра народных инструментов Всероссийской Государственной теле - радио компании.

Школа игры на домре Анатолия Александрова (Москва, 1988 год) - предназначена для учащихся и педагогов музыкальных школ и училищ, участников и руководителей самодеятельных музыкальных коллективов.

"Школа" состоит из трёх частей и репертуарного приложения.

Теоретические сведения и практический материал излагаются в тесной связи и расположены в порядке постепенно возрастающей сложности.

Часть первая включает общие сведения об устройстве домры, правила посадки, положение рук и инструмента, первоначальные навыки игры и краткие сведения по музыкальной грамоте (длительность звуков и счёт, метр и ритм, темп). Большое внимание уделяется звукоизвлечению и знакомству со средствами музыкальной выразительности, то есть касания медиатора о струну, извлечение звуков на двух и трёх открытых струнах, переноса медиатора с донной открытой струны на другую.

Как пишет А.Я. Александров, способы звукоизвлечения на домре следует начинать с одинарных, двойных, чередующихся ударов и тремоло. Поскольку тремоло основано на естественном, эластичном движении кисти правой руки и не связано с определённым количеством ударом вверх и вниз, его освоение вводится одновременно с игрой ударами. Одинарные, двойные, чередующиеся удары и тремоло на каждом звуке схожи по характеру звучания со штрихом деташе. В зависимости от темпа и указаний автора этим штрихом извлекаются звуки: короткие - ударами, а длинные - тремоло. При этом длительность каждого звука должна быть полностью выдержана пальцами левой руки. Кроме звукоизвлечения на каждой открытой струне, с самого начала вводится игра на трёх, а затем и на двух открытых струнах. Это нужно для того, чтобы кисть правой руки приобрела необходимый наименьший наклон по отношению к панцирю. Такое же назначение (для нахождения минимального среднего подъёма при игре "над панцирем") имеет предлагаемая игра "на грифе" с вытянутой кистью правой руки и "у подставки", где кисть не делает большой подъём.

Освоение различных простейших видов расстановки пальцев левой руки следует сочетать с укреплением навыка самостоятельной ориентации пальцев на грифе. Необходимо следить за точным и правильным их положением на соответствующих ладах. Во всех случаях пальцы рекомендуется ставить так, как это делается при извлечении двойных нот или аккордов, что будет способствовать более правильной постановке пальцев левой руки на ладах. По мнению автора для развития музыкального слуха, памяти и укрепления навыков игры на домре следует тренироваться в подборе по слуху мелодии песен и танцев.

Вторая часть содержит материал по закреплению и развитию навыков игры в первой позиции и изучению тональностей, в неё так же входит знакомство с полупозицией. В этой части освоение материала должно быть связано не только с тем, что бы точнее воспроизводить нотный текст, аппликатуру, приёмы и штрихи, динамику и темп. Большое внимание уделяется здесь умению исполнять мелодию полным и певучим звуком, умению правильно фразировать, понять характер и осмысленно передать содержание написанной композитором музыки, развитию эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Часть третья направлена на совершенствование исполнительских навыков игры на домре и овладение новыми приёмами: глиссандо, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, флажолетами, игрой за подставкой и дробью. Так же в данной "школе" изложены принципы игры двойными нотами, даны практические рекомендации, касающиеся приёмов извлечения качественного звука. В этом разделе так же рассказывается о фразировке, исполнении штриха при переходах на соседние струны и через струну. Важно научиться умело и выразительно исполнять все штрихи при трёх видах звукоизвлечения - ударе, нажиме, толчке - и оправданно применять их с художественной точки зрения.

В зависимости от музыкально - художественного содержания произведения исполнитель домрист должен уметь переключиться от игры маленькой амплитудой: кончиками пальцев, движением кистью, кисть вместе с предплечьем - до большого размаха: движением всей правой руки. С изучением позиций и пяти видов смены позиций осваивается игра мелизмов. В конце имеется нотное приложение.

Виктор Семёнович Чунин - Заслуженный деятель искусств России, профессор, дирижёр, педагог, методист. Родился в 1933 году, в 1958 году закончил ГМПИ имени Гнесиных (класс домры П.И. Алексеева, дирижирования - О.М. Агаркова). С 1958 года преподаватель, с 1988 года - профессор кафедры народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных. Его деятельность как учёного, педагога, методиста и общественного деятеля оказала заметное влияние на развитие народно - инструментального жанра в разных направлениях. Его работы признаны во всех звеньях системы музыкального образования, он известен как автор учебных программ, методических пособий и репертуарных сборников, которые уже много лет используются в качестве хрестоматийного материала в ДМШ, музыкальных училищах и вузах. Им создана прогрессивная современная школа игры на русской домре. На протяжении многих лет ведёт большую общественную работу, проводит мастер - классы, лекции и семинары в различных регионах России.

В "Школе" Виктора Чунина доступно изложены сведения об инструменте, посадке, исполнительской технике, начальных навыках звукоизвлечения, их способы, о компонентах музыкального языка и работе над произведением.

"Школа" помимо основных азов обучения домриста включает в себя пьесы - ключи, которые служат основным учебным материалом для усвоения и закрепления игровых навыков домриста в тесной связи с художественными задачами. В. Чунин предлагает следующий план работы над каждым из номеров раздела, чтобы извлечь из них максимальную пользу: разобрать текст и выучить на память, освоить указанные штрихи, динамические оттенки, транспонировать в разные тональности, исполнить в разных темпах, применить приёмы отклонения от темпа, найти свой вариант применения динамических оттенков, подобрать возможные варианты тембрового сопоставления мотивов, исполнить в различных характерах (с разным настроением), подобрать аккомпанемент к данной мелодии, сыграть все пройденный номера, импровизируя подбор фразировке в комплексе, ориентируясь на фразировочную партитуру.

"Школа" содержит также комплекс специальных гимнастических упражнений для рук, помогающих расслабить и развить мышцы кистей и пальцев, что очень важно для достижения свободы рук при игре.

Школа игры на домре Вячеслава Круглова была создана в 2003 году.

Вячеслав Павлович Круглов - Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, в 1971 году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, за годы работы внёс большой вклад в развитие домры и исполнительства на ней, стаж его работы- более 40 лет. Круглов - востребованный музыкант как у нас в стране так и за рубежом, дал множество концертов по всей России и во многих странах мира. Президент академии народной музыки, организатор фестивалей исполнителей на народных инструментах, член жюри различных конкурсов. Методист и педагог, среди его учеников Народные Артисты России С. Лукин и М.Горобцов, лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов Г. Кокорин, А. Семёнова и другие.

Вячеслав Круглов является одним из ведущих исполнителей и педагогов в области народного инструментального искусства.

Школа игры на домре (Москва, 2003 год) является результатом многолетней концертно-исполнительской и педагогической деятельности автора. В ней даётся в обобщённом виде методика обучения на основе последних достижений исполнительства на домре.

В данной работе предлагается не только методика обучения, но, главное, предоставляется возможность педагогу и ученику самим выбрать из различных вариантов и способов то, что им кажется убедительным и целесообразным.

"Школа" адресована педагогам и учащимся музыкальных школ, училищ и вузов. Для автора важно было объединить и логически осмыслить состояние теории и практики домрового исполнительства.

Данная школа наиболее близка автору данной работы как исполнителю и как начинающему педагогу, поскольку в ней присутствуют все необходимые аспекты обучения - начиная с исторического обзора инструмента и заканчивая пьесами высокого профессионального уровня. В ней полностью описано как нужно в первую очередь хранить инструмент, его устройство, описывается звукоряд, посадка и так далее. Уделено внимание каждой стороне обучения на инструменте. Примечательно ещё и то, что эта школа включает методику обучения не только на трёхструнной, но и четырёхструнной домре с соответствующим ниже нотным приложением для обоих инструментов.

В методике обучения игре на домре В. Круглова есть свои особенности: Нежелательное применение подставки под правую ногу на начальном этапе обучения, так как ученик не способен "держать" позвоночник, чрезмерно наклоняется не только вперёд, но и вправо.

Положение корпуса может изменяться в зависимости от технических задач исполняемого материала.

Большое внимание уделяется исполнению мелизматики, ей посвящена отдельная глава.

В технике игры правой руки выделяются четыре основных способа: 1. Вращательное, комбинированное маховое, поступательное и комбинированное поступательное.

Основой звукоизвлечения является щипок со струны, а не удар по ней.

Не следует сразу в первоначальном обучении ставить руку ребёнка в первую позицию, где требуется большая растяжка пальцев, располагать пальцы следует на 7, 8, 9, 10 ладах в хроматическом тетрахорде, начиная движение с 4-ого пальца

Вячеслав Павлович обращает большое внимание на то, что следует избегать многократного механического проигрывания изучаемого материала. Работая над отдельными местами нужно ставить чёткие задачи: проработка приёмов и штрихов, ритм, стилистика, качество звука, переходы из позиции в позицию и т. д.

Делись добром ;)