logo
Стилистические особенности инструментальных концертов XVIII века

Введение

В развитии итальянской музыкальной культуры значительную роль сыграло скрипичное искусство. Нельзя недооценить ведущую роль итальянских музыкантов в раннем расцвете скрипичного творчества как одного из передовых явлений европейской музыки. Об этом убедительно говорят достижения итальянских скрипачей и композиторов XVII-XVIII веков, возглавивших итальянскую скрипичную школу,- Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини, творчество которых сохранило большое художественное значение.

Актуальность темы обусловлена рассмотрением в музыковедческой литературе инструментальной музыки эпохи барокко с точки зрения эволюционного развития оркестровых жанров, то есть формирование жанра concerto grosso. Хотя, следует заметить, что и скрипка как солирующий инструмент в это время достигает величайшего развития, что подчеркивается большим количеством произведений барочных композиторов.

Объектом исследования выступает жанр инструментального концерта для скрипки, предметом - концерт скрипки а-moll А. Вивальди.

Цель исследования - обобщение стилевых особенностей эволюции жанра инструментального концерта в историческом, культурологическом контекстах, а также в вопросе выявления синтетических черт взаимодействия национальных истоков и характерных особенностей западноевропейского музыкального барокко.

Задачи исследования:

1) рассмотреть истоки, происхождение и трансформацию жанра инструментального концерта в контексте исторического развития и стилевых ориентаций культуры барокко;

2)классифицировать характерные черты инструментального концерта;

3) проанализировать стилистические и жанровые особенности концерта а-moll в контексте синтеза национальных и инонациональных мелодико-интонационных жанровых истоков.

Методологическая основа работы - метод интонационного анализа, ориентированный на единство музыкального и речевого начал, как основу европейской и русской художественных традиций.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в музыковедческих исследованиях Украины рассматриваются черты композиторского стиля А. Вивальди с конкретизацией синтезирующих свойств музыки ХVIII века.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее материалов в процессе изучения теоретических и исторических дисциплин в музыкальных заведениях высшего и среднего уровней аккредитации.

инструментальный концерт барокко вивальди