logo
Творческий путь и некоторые особенности исполнения вокальных произведений П.О. Чонкушова

Жанр вокально-симфонической поэмы «Сын степей»

Работа в различных жанрах приносила огромное удовлетворение музыканту. Но не менее важным было для автора иметь возможность донести каждое своё творение до слушателя. Как это сделать композитору, работающему в симфоническом жанре, когда республика оркестром не располагает? Стопочка нот не может дать представление о произведении, ведь музыка - существует в звучании, в исполнении. В годы учёбы в Казани, где десятилетиями складывались музыкальные традиции, к услугам композитора всегда был симфонический оркестр. В нашей же республике об этом можно было лишь мечтать. Тогда, в конце 70-х годов на помощь композитору пришли Министерство культуры Калмыкии и калмыцкая государственная филармония. В концертах фестивалей «Музыкальная весна» и «Музыкальная осень» состоялись премьеры сочинений - Концерт для фортепиано с оркестром, вокально-симфоническая поэма «Сын степей». Для чтеца, баритона, сопрано, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра. Успех разделили с ним солисты - Заслуженный артист Калмыкии Д. Сельвин, Заслуженный деятель искусств России В. Грамадский, Заслуженная артистка Калмыкии З. Цеденова, сводный хор Элистинского музыкального училища и Ростовский симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России С. Когана.

Жанр вокально-симфонической поэмы привлёк П. Чонкушова возможностью соединить богатства выразительных средств певческих голосов и музыкальных инструментов. И это особенно примечательно, если вспомнить, что композитор раньше плодотворно работал почти исключительно в камерном жанре.

Стихотворной основой произведения стала одноимённая поэма А. Сусеева. Строй поэтических образов и языка А. Сусеева сочетал эпическую силу и проникновенную лирику. Чонкушов находит музыкальное воплощение для обоих элементов: он обращается к диатонике и речитации, характерных для сурово-драматических мелодий, а наряду с этим, подчёркнуто бытовым интонациям и жанрам, характеризуя лирическое начало сочинения.

Главный герой, Ока сочетает в себе лирику и героику. Лирические чувства раскрыты в «Песне Оки». Мужественные квартовые интонации (подчёркнутая затактовая кварта) сглаживаются поступенным мелодическим движением, мерным аккомпанементом, напоминающим ритм неторопливого шага коня.

Эту характеристику дополняет песня его невесты Намджал. Композитор намеренно объединяет интонационно образ героя и девушки.

Мягкость и плавность мелодического движения в трёхдольном вальсообразном размере с подвижной, насыщенной короткими попевками фактурой аккомпанемента, раскрывают образ Намджал и косвенно характеризуют образ её возлюбленного.

Эта партитура завершила важный период композиторской, исследовательской деятельности автора. За создание произведений крупной формы, в том числе и вокально-симфонической поэмы «Сын степей», П. О. Чонкушов в 1980 году удостоен звания Лауреата Республиканской Государственной премии имени О. И. Городовикова.