Введение
С именем М.И. Глинки связано становление русской классической композиторской школы. С его именем также связывают и оформление русской национальной школы пения как определенного художественного направления. Именно в период творчества Глинки окончательно сформировались и четко определились типичные черты русской национальной школы пения. Это, во-первых, обусловлено тем, что вокальная музыка Глинки потребовала нового типа исполнителей, которые сумели бы убедительно и реалистично воплотить на оперной сцене живые образы и характеры русских людей. Во-вторых, Глинка сам был замечательным певцом, его исполнительское мастерство послужило примером того, как надо исполнять произведения русских композиторов, и оказало большое влияние на формирование исполнительского стиля русских певцов. В-третьих, большое значение в развитии русской национальной школы пения имела деятельность Глинки - вокального педагога. Он подготовил для русской оперной сцены целый ряд выдающихся исполнителей: О. Петрова - "дедушку русской оперы", А. Петрову-Воробьеву, Д. Леонову, С. Гулак-Артемовского и ряд других.
Однако, несмотря на очевидную связь принципов и методов вокальной педагогики Глинки с его оперным и камерно-вокальным творчеством, взаимосвязь эта изучена недостаточно. В связи с этим актуальность исследования состоит в том, чтобы проанализировать взаимосвязь педагогических принципов и вокальных методов Глинки с особенностями его вокального письма.
Цель исследования: выявить характерные приемы композиторской техники Глинки, отражающие влияние его педагогических принципов.
Объект исследования: педагогическое и композиторское творчество Глинки.
глинка вокальное письмо педагогика
Предмет исследования: приемы композиторского (вокального) письма Глинки, отражающие его педагогические установки и принципы.
Задачи исследования:
1) изучить творчество Глинки как вокального педагога и выявить принципы его вокальной педагогики;
2) изучить вокальное наследие композитора и выявить характерные особенности вокального письма;
3) провести сравнительную характеристику принципов вокальной педагогики с особенностями композиторского письма и выявить закономерности в виде наличия особых (характерных) приемов композиторской техники.
Методологическая база исследования:
исследования в области истории русской музыки (Б. Асафьев, А. Кандинский, О. Левашева и др.);
труды, посвященные вокально-педагогической деятельности Глинки (В. Багадуров, Ю. Барсов, Л. Дмитриев и др.);
исследования и монографии, освещающие жизненный и творческий путь Глинки (А. Кандинский, О. Левашева, Е. Орлова и др.).
Методы исследования:
1) изучение литературы по проблеме исследования;
2) сравнительный анализ принципов вокальной педагогики и особенностей композиторского письма.
Структура работы: курсовая работа включат введение, две главы, заключение и список литературы.
- Введение
- Глава 1. М.И. Глинка - основатель русской вокальной школы
- 1.1 Причины, обусловившие возникновение в России национальной вокальной школы и характеристика системы вокального обучения певцов до М.И. Глинки
- 1.2 Эволюция педагогической вокальной деятельности М.И. Глинки
- 1.3 Принципы и методы вокальной педагогики М.И. Глинки
- Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики М.И. Глинки с особенностями его вокального письма
- 2.1 Оперное и камерно-вокальное творчество М.И. Глинки