logo
Творчество М.И. Глинки

Введение

С именем М.И. Глинки связано становление русской классической композиторской школы. С его именем также связывают и оформление русской национальной школы пения как определенного художественного направления. Именно в период творчества Глинки окончательно сформировались и четко определились типичные черты русской национальной школы пения. Это, во-первых, обусловлено тем, что вокальная музыка Глинки потребовала нового типа исполнителей, которые сумели бы убедительно и реалистично воплотить на оперной сцене живые образы и характеры русских людей. Во-вторых, Глинка сам был замечательным певцом, его исполнительское мастерство послужило примером того, как надо исполнять произведения русских композиторов, и оказало большое влияние на формирование исполнительского стиля русских певцов. В-третьих, большое значение в развитии русской национальной школы пения имела деятельность Глинки - вокального педагога. Он подготовил для русской оперной сцены целый ряд выдающихся исполнителей: О. Петрова - "дедушку русской оперы", А. Петрову-Воробьеву, Д. Леонову, С. Гулак-Артемовского и ряд других.

Однако, несмотря на очевидную связь принципов и методов вокальной педагогики Глинки с его оперным и камерно-вокальным творчеством, взаимосвязь эта изучена недостаточно. В связи с этим актуальность исследования состоит в том, чтобы проанализировать взаимосвязь педагогических принципов и вокальных методов Глинки с особенностями его вокального письма.

Цель исследования: выявить характерные приемы композиторской техники Глинки, отражающие влияние его педагогических принципов.

Объект исследования: педагогическое и композиторское творчество Глинки.

глинка вокальное письмо педагогика

Предмет исследования: приемы композиторского (вокального) письма Глинки, отражающие его педагогические установки и принципы.

Задачи исследования:

1) изучить творчество Глинки как вокального педагога и выявить принципы его вокальной педагогики;

2) изучить вокальное наследие композитора и выявить характерные особенности вокального письма;

3) провести сравнительную характеристику принципов вокальной педагогики с особенностями композиторского письма и выявить закономерности в виде наличия особых (характерных) приемов композиторской техники.

Методологическая база исследования:

исследования в области истории русской музыки (Б. Асафьев, А. Кандинский, О. Левашева и др.);

труды, посвященные вокально-педагогической деятельности Глинки (В. Багадуров, Ю. Барсов, Л. Дмитриев и др.);

исследования и монографии, освещающие жизненный и творческий путь Глинки (А. Кандинский, О. Левашева, Е. Орлова и др.).

Методы исследования:

1) изучение литературы по проблеме исследования;

2) сравнительный анализ принципов вокальной педагогики и особенностей композиторского письма.

Структура работы: курсовая работа включат введение, две главы, заключение и список литературы.