logo
Теоретические основы музыкального оформления урока классического танца

1.4 Музыкальные формы

" Моя музыка- музыкальное обобщение жизни,- говорил Д.Д. Шостакович,- в музыке находит воплощение и выражения все без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек". Музыка это летопись жизни, и действительность всегда поступает сквозь звуки музыки, которую создает композитор. Любое событие жизни композиторов становились музыкальные факты.

Когда целостное впечатление о музыки уже составлено, образ и художественный характер ясны, перейдём к рассмотрению сочинения в деталях. Следует разложить его на составные части, каждая из которых имеет свой смысл, свою выразительность - каждый звук, каждая фраза однозначна определенна главным замыслом, основной целью произведения.

Начиная изучать новое произведение, мы прежде всего говорим о трех главных составляющих - мелодии, гармонии, ритме. Музыка также строится на интервалах, каждый из которых имеет свое напряжение. В музыке всегда присутствуют эмоциональные и динамические контрасты: мажор - минор, форте - пиано. А поскольку музыка является процессом, протекающей во времени, то у всякого произведения есть темп, обозначенный композитором в широкой амплитуде темпов.

Как известно, тональность существуют мажорные и минорные, диезные и бемольные; каждая из них имеет своё настроение и даже свой цвет. Условно диезные тональности считаются мужскими, бемольные - женские. Мажорные тональности - как диезные так и бемольные, несут оптимистический, утверждающий заряд, имеют созидательных характер. Минорные тональности являются как бы поглощающие энергию. Но минорная музыка может быть и воинственного, наступательного, мужественного характера, если она выражает чувство людей, готовых к борьбе. Ярчайшим примером таких эмоций является "Революционный этюд" до - минор Ф. Шопен.

Каждая тональность имеет свой тайный смысл, свою символику, своё значение, свою выразительность и даёт свой духовный импульс. То или иное чувство требует для своего выражения определенной тональности.

Установив тональные характеристики произведения, изучаемого в классе, мы зададим верное направление в чувственном восприятии этой музыки. На первом курсе студенты знакомятся с такой музыкальной формой, как полифония, и такими её видами, как имитация, канон и фуга.

Фуга как высшая форма полифонии может быть или самостоятельным произведением, или частью крупного произведения.

В лучший классических образцах фуга вырастает из темы, которую Бах считал сюжетом, а фугу на три голоса называл фугой на три сюжета. Тема фуги, обычно краткая, выразительная и запоминающая.

Полифония - это сочетание нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно. Мелодия каждого голоса движется своим путем, но в конце они сливаются в одно целое.

Экспозиция- первый раздел сонатной формы- содержащий четыре партии: Главную, побочную, связующую и заключительную.

Главная партия, как правило, имеет характер драматический, волевой; побочная партия- содержит новую тему контрастного характера- обычно лирического; связующая партия- приводит нас в новую тональность и подготавливает побочную партию; заключительная партия - объединяет материал главной и побочной партии. В разработке дается тональные и мотивные развития партий.

Реприза- видоизмененная экспозиция, приводящие темы к итогу. После репризы иногда следует кода.

Главным в работе над сонатной формой будет то, что хореографические персонажи, которые соответствуют партиям сонаты- главной, побочной, связующей, заключительной,- будет действовать в строгих рамках музыкальной формы. Они будут существовать, подчиняясь музыкальной иерархии, в точном соответствии с развитием каждой партии.[5, 79с]