1.4 Музыкальные формы
" Моя музыка- музыкальное обобщение жизни,- говорил Д.Д. Шостакович,- в музыке находит воплощение и выражения все без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек". Музыка это летопись жизни, и действительность всегда поступает сквозь звуки музыки, которую создает композитор. Любое событие жизни композиторов становились музыкальные факты.
Когда целостное впечатление о музыки уже составлено, образ и художественный характер ясны, перейдём к рассмотрению сочинения в деталях. Следует разложить его на составные части, каждая из которых имеет свой смысл, свою выразительность - каждый звук, каждая фраза однозначна определенна главным замыслом, основной целью произведения.
Начиная изучать новое произведение, мы прежде всего говорим о трех главных составляющих - мелодии, гармонии, ритме. Музыка также строится на интервалах, каждый из которых имеет свое напряжение. В музыке всегда присутствуют эмоциональные и динамические контрасты: мажор - минор, форте - пиано. А поскольку музыка является процессом, протекающей во времени, то у всякого произведения есть темп, обозначенный композитором в широкой амплитуде темпов.
Как известно, тональность существуют мажорные и минорные, диезные и бемольные; каждая из них имеет своё настроение и даже свой цвет. Условно диезные тональности считаются мужскими, бемольные - женские. Мажорные тональности - как диезные так и бемольные, несут оптимистический, утверждающий заряд, имеют созидательных характер. Минорные тональности являются как бы поглощающие энергию. Но минорная музыка может быть и воинственного, наступательного, мужественного характера, если она выражает чувство людей, готовых к борьбе. Ярчайшим примером таких эмоций является "Революционный этюд" до - минор Ф. Шопен.
Каждая тональность имеет свой тайный смысл, свою символику, своё значение, свою выразительность и даёт свой духовный импульс. То или иное чувство требует для своего выражения определенной тональности.
Установив тональные характеристики произведения, изучаемого в классе, мы зададим верное направление в чувственном восприятии этой музыки. На первом курсе студенты знакомятся с такой музыкальной формой, как полифония, и такими её видами, как имитация, канон и фуга.
Фуга как высшая форма полифонии может быть или самостоятельным произведением, или частью крупного произведения.
В лучший классических образцах фуга вырастает из темы, которую Бах считал сюжетом, а фугу на три голоса называл фугой на три сюжета. Тема фуги, обычно краткая, выразительная и запоминающая.
Полифония - это сочетание нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно. Мелодия каждого голоса движется своим путем, но в конце они сливаются в одно целое.
Экспозиция- первый раздел сонатной формы- содержащий четыре партии: Главную, побочную, связующую и заключительную.
Главная партия, как правило, имеет характер драматический, волевой; побочная партия- содержит новую тему контрастного характера- обычно лирического; связующая партия- приводит нас в новую тональность и подготавливает побочную партию; заключительная партия - объединяет материал главной и побочной партии. В разработке дается тональные и мотивные развития партий.
Реприза- видоизмененная экспозиция, приводящие темы к итогу. После репризы иногда следует кода.
Главным в работе над сонатной формой будет то, что хореографические персонажи, которые соответствуют партиям сонаты- главной, побочной, связующей, заключительной,- будет действовать в строгих рамках музыкальной формы. Они будут существовать, подчиняясь музыкальной иерархии, в точном соответствии с развитием каждой партии.[5, 79с]
- Введение
- Глава I. Теоретические основы музыкального оформления урока классического танца
- 1.1 Степень изученности темы курсовой работы
- 1.2 Понятийный аппарат
- 1.3 Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики
- 1.4 Музыкальные формы
- 1.5 Развитие музыкальности
- 1.7 Специфика подбора музыкального материала к урокам классического танца
- 1.8 Задачи и специфика работы концертмейстера
- Музыкальное сопровождение урока бального танца.
- 2.3. Работа с коллективом классического танца. План:
- Особенности построения урока народного танца.
- Тема 2. Структура урока классического танца
- Тема 13.3 Формы adagio и их роль в учебном процессе на уроках классического танца
- Тема 1.4 Структура урока классического танца и основные принципы его построения
- Тема 7.4 Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца
- О классическом танце
- Пример урока по классическому танцу