logo
Техника игры на барабане Сэнфорда Меллера

Сравнительный анализ техники Меллера среди исполнителей XX века

Изучая и осваивая технику Меллера, многие талантливые барабанщики вносили в нее свои дополнения. Оставляя в основе общие принципы, они имели различные взгляды на моменты в приемах игры. Таковым, например, является свободный отскок. Здесь, в первую очередь, хотелось бы сказать о Джиме Чапине и Дэйве Вэкле.

Джим Чапин рассказывает в своем видео уроке про TAP, UP,DOWN. Там говорится, что они должны сопровождаться кистью, а не играться на свободном отскоке. В свою очередь, Дэйв Вэкл не исключает возможность игры на свободном отскоке. И объясняет названные выше приемы игры, следующим образом.

После удара не ловить и не останавливать палочку, а дать ей отскакивать как можно дольше раз. При расслабленном и хорошо исполненном ударе, можно получить 6, 8 отскоков и более. Палочка должна скакать только за счет начального импульса хлыстообразного движения в начале удара.

В сравнении с другими техниками интересна специфика и самих ударов. Названия ударов в технике Сэнфорда Меллера такие же, как и в других системах обучения игры на барабанах, однако они имеют другое исполнение. Основано это исполнение на движенияхTAP, UP,DOWN. Это привычные движения для человеческого организма, которые встречаются повседневной жизни. Кратко их можно охарактеризовать так:

Рис. 1

Удар TAP - кистевой, то есть резкий удар. Совершается самой кистью при помощи короткого импульса (рис. 1). В традиционной постановке левой руки, удар TAP совершается за счет ротационного вращения кисти. По мере увеличения темпа, можно легко перейти из кистевого удара на игру пальцами.

Прием UP заключает в себе движение палочки к барабану, и совершает удар в то время, как локоть и предплечье поднимаются вверх, при этом предплечье поднимается вверх в тойже плоскости, в которой находится торс. На рисунке 2 и 3 показано как поднимается локоть и как должна подниматься кисть. После того, как удар совершился, локоть отводится назад по инерции, в слегка «натянутое» состояние, как бы в пружине. В основном, этот удар предшествует удару DOWN и мало где, в одиночном варианте применятся еще. Удар DOWN - другое название, то есть хлесткий удар. Совершается он из положения сверху (рис. 3 фигура 2), но уже с отведенным от торса в бок, ни в коем случае не вперёд, локтём и приподнятым предплечьем. Сам удар наносится в том моменте, когда локоть обратно прижимается к телу, то есть возвращается в исходное положение. Удары TAP,UP,DOWN неразрывны и, как правило, идут один за другим. Как уже было сказано выше, удар UP не существует без удара DOWN, но последний может идти отдельно, если только удар с него и начинается. Техника Меллера описывает также другие технические приемы, которые вдохновили на создание новых приемов игры.

Обогатил и внес свое видение в приемы игры Джо Джо Майер. На основе своего опыта и знаний он разработал прием, в последствии названный приемом «Майера-Меллера».

Он основывался на сокращенной до минимума технике Меллера и пальцевой техники. Суть этого приема заключается в слияние в единое целое обеих техник, что позволяет играть с большей скоростью при минимальных затратах энергии. Эта техника применима не только в немецкой постановке, но и во французской и традиционной. Принцип остается неизменен, слегка меняется расположение пальцев.

Рис. 2 Рис. 3

Удерживая палочку между большим пальцем и третьим суставом указательного пальца, наносим удар палочкой указательным или средним пальцем по переменной. Кисть при этом совершает минимальные колебательные движения. Безусловно, этот прием был придуман исходя из Меллерской техники. И без него не было бы возможности им овладеть.

Как оказалось, техника игры на барабанах, написанная на основе игры солдат в военное время, просто уникальна. Она очень интересна, и если разложить все удары по названиям, то играть становится намного легче. Движения из грубых становятся плавными, резкие подергивания кистей и локтей перестают существовать. Поразительно, но Меллерская техника учит точно и совершенно использовать удары для развития просто невероятной скорости и громкости. Что удивительно, во время игры все части тела расслаблены, работает только мозг, следящий за правильным тактом.

Техника Меллера сродни с техникой "айкидо", где используется сила противника против него самого. Так и в ударе DOWN, где энергия барабанщика практически не задействована. Благодаря этому удару, военные «старички» могли очень долго и громко «отстукивать» марши и другие мелодии. И что самое интересное, на изученную технику Меллера легко ложатся другие техники.

Мы видим, как техника Меллера развивается. Музыканты, овладевшие этой школой, дополняют и видоизменяют ее. Мастера не всегда приходят к общему знаменателю, как, например, Д. Чапин и Д. Вэкл. Кто-то вносит дополнительные приемы, объединяя технику Меллера с другими техниками, как, например, Джо Джо Майер. Это и есть естественный процесс развития. Техника Меллера видоизменяется и обогащается. Но главное, что каким бы изменениям она не подвергалась, ее суть остается имманентна. И те общие принципы, которые лежат в ее основе, помогут добиться успеха еще огромному числу барабанщиков.

Русские последователи школы технике Меллера

Эта техника стала популярна не только за рубежом, но и в России. В нашей стране барабанщики начали применять метод Меллера, что привело к огромному скачку в развитии как джазового, так и классического барабанного исполнительского мастерства. Техника Меллера позволила взглянуть под другим углом и переосмыслить процесс преподавания игры на ударных инструментах.

В России её развивали такие талантливые барабанщики, как Максим Клоц, Анатолий Макуров, Евгений Аноев, Сергей Недзельский и многие другие.

Одним из ярчайших преподавателей в Санкт-Петербурге является Максим Клоц.

Максим преподаёт в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского и Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Наряду с этим Максим интенсивно вовлечён в международные образовательные программы. Активный участник петербургской джазовой сцены. Об его видео школах и нотных пособиях за рубежом отзываются с восторгом. Да и о самом Максиме были сказаны громкие слова. Стив Смит, Дом Фамуларо, Джим Чапин отзываются о Максиме как о прекрасном музыканте, превосходном преподавателе и потрясающем барабанщике. Ученик легендарного Джима Чапина. Максим внёс большой вклад в популяризацию Меллеровской техники с помощью своих мастер-классов, книг и видео. Исполнительская и преподавательская деятельность Максима, а также его учебные материалы получили высокую оценку таких выдающихся барабанщиков, как Джим Чапин, Бил Буфорд, Стив Смит, Дом Фамуларо, Рэнэ Кремэрс, Питэр Магадини и др. Рудиментальные пособия и методика Максима официально рекомендованы ассоциацией N.A.R.D. для всех изучающих рудиментальную технику.

Для современных барабанщиков из России вклад Максима наиболее ценен, потому что ему представилась возможность учиться у самого Джима Чапина, ученика Меллера, стоявшего у истоков возникновения техники. О своих занятиях он говорит следующее:

«Джим Чапин - последний из прямых учеников Мёллера, лучший его ученик. Он несёт в себе и передаёт многолетнюю традицию американской барабанной музыки. У меня была счастливая возможность обратиться к нему и общаться с ним лично, что для меня было важно помимо всего ещё и потому, что я преподаю, а значит, должен быть уверен в правильности, аутентичности того, что я делаю и как объясняю, чтобы мои ученики, в свою очередь, получали верную информацию. Итак, я обратился к Джиму, чтобы сверить свою технику, а также рассказать о своих методах объяснения материала. Он сделал несколько корректив, но в целом весьма высоко отозвался и о технике, и о преподавательских методах, что стало для меня колоссальным стимулом... Ну, когда сам Джим говорит “perfect rolls”, “sensational hands” - это вдохновляет, верно? От него исходит огромная энергия, и это притом, что ему восемьдесят девять лет, и он фактически не ходит (но играет - супер!). Память у Чапина удивительная, я до сих пор получаю от него приветы через едва знакомых мне людей. Его поддержка, мотивация, ряд идей, которыми он со мной поделился - всё это способствовало моему очень быстрому прогрессу. Воспоминания об общении с Джимом вылились в соло “Strivingf or Perfection” (название серьёзное, но на самом деле это была наша с ним шутка). Конечно, личный контакт c учителем незаменим ничем. Но если нет возможности заниматься очно, то базовые сведения о Меллеровском методе можно почерпнуть из видео “Jim Chapin Speed, Power, Control, Endurance”, которое я всячески рекомендую. Оно содержит всю необходимую информацию, чтобы начать заниматься этой техникой. Со своей стороны я постарался как можно подробней изложить Меллеровский метод в сочетании с рудиментальным подходом на своих видео Мастер-классы в “Синкопе” за 2006 и 2007 годы».

Сергей Недзельский еще один барабанщик, преподаватель. В 2001г. закончил РАМ им. Гнесиных по специальности "Ударные инструменты", попутно став лауреатом нескольких джазовых фестивалей. Он является активным участником различных барабанных мероприятий и мастер-классов по всей стране и одним из немногих барабанщиков на российской сцене, кто продвигает технику Меллера.

Техника Меллера повлияла на огромное число Российских барабанщиков молодого возраста. Она продолжает завоевывать мировое пространство, это и не удивительно, ее сильные стороны очевидны.