Тональность произведения

курсовая работа

§ 2. Предварительные замечания о терминологии и методах анализа

В тексте работы мы будем употреблять слово «тональность» в трёх значениях: «тип тональной системы, основанной на аккорде в качестве её центрального элемента [иначе -- тональность гармоническая -- И. П. ]» [16], «иерархическая система функционально дифференцированных высотных связей, централизованных вокруг центрального элемента, который выражен любой целесообразно избранной группой звуков [иначе -- новая тональность -- И. П.]» [15, 569] и «высотное положение [мажорного или минорного] лада» [15, 564]; слово «лад» -- в двух: «системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также как воплощающая эту системность конкретная звуковая система» [9, 32] и «мажор и минор в гармонической тональности».

Для термина «функция» возьмём определение также Юрия Николаевича Холопова: «системное значение звуков и созвучий в высотной системе вообще» [9, 261 ]. Создатель универсального учения о гармонии говорит о ладогармонической функции не только в тональности, но и в модальной музыке. Под модальной функцией Холопов подразумевает «смысловое значение элемента данной (ладовой) системы» [9, 263]. Исходя из этих определений, мы получаем полное основание говорить, что в категорию функционального синтаксиса входят и отношения модальных функций, и тем самым подкрепляем нашу гипотезу о функциональном синтаксисе как об основном в «Багателях» Бартока. Но мы будем использовать и традиционное, римановское понятие «функции» [6,14].

Раз в исследовании мы говорим об анализе тональности и лада, значит признаки, по которым будут классифицироваться багатели, должны быть связаны с тональностью и ладом. Во Введении мы уже перечислили эти признаки. Разъясним каждый.

Определение того, в какой тональности написана та или иная Багатель, на первый взгляд является задачей вроде школьных, ученических. Даже ученик начальной школы определит тональность произведения, но если она функциональная. Лист своей «Багателью без тональности» (кстати, написанной в h-moll) похоронил старую тональность, и с XX века можно говорить о других её состояниях, кроме функциональной, однако Барток не знал о таком понятии как «состояние тональности». Всё-таки Багатели будут классифицированы и по этому признаку.

Но два самых важных для нашего исследования признака -- это по типам гармонического синтаксиса и по степени проявления тональных или модальных взаимоотношений. Классификация по этим признакам -- это подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

Поскольку имеем дело с музыкой XX века, мы взяли для гармонического и ладового анализа «Багателей» алгоритм, который вывел Юрий Николаевич Холопов в учебнике «Гармония. Практический курс» [8]. В нашем анализе Багателей, кроме методов Ю. Н. Холопова, мы также применили те, которые мы вывели из теории Эрнё Лендваи (положения её были изложены уже в предыдущем параграфе). Анализ по лендваевской теории показывает, какие гармонические изыскания, представленные в «Багателях», получили дальнейшее развитие в музыке Бартока.

Делись добром ;)