logo
Традиции бибопа в вокальной интерпретации

Введение

Актуальность темы заключается в том, что с момента рождения джаза и до наших дней интерес слушателей и музыкантов к этому самобытному искусству не ослабевает, а наоборот, усиливается. Но столетняя история джаза, отраженная во многих (особенно в англоязычных) исследованиях, не получила, на наш взгляд, должного теоретического обоснования. Эволюция джаза от развлекательной "несерьёзной" музыки до установления статуса профессионального музыкального искусства произошла благодаря появлению в 1940-х годах и развитию в дальнейшем нового направления - бибопа.

Именно поэтому исследования вопросов, касающихся бибопа, как одного из ведущих жанров современного джаза, представляется нам актуальным. Несмотря на инструментальную природу бибопа, для вокалистов данная тема представляет особый интерес ввиду существования немногочисленных, но очень интересных примеров творческой интерпретации этого рода музицирования мастерами джазового вокала. Объектом исследования является претворение художественных и технологических принципов бибопа в вокальной интерпретации.

Предмет исследования - взаимодействие инструментального и вокального начал в джазовом музицировании.

Цель исследования заключается в выявлении специфики претворения инструментальных приемов в вокальной импровизации в джазе.

Данная цель вызвала необходимость решения следующих задач:

· определить место бибопа в эволюции джаза;

· раскрыть диалектику взаимодействия инструментального и вокального начал в джазе;

· охарактеризовать специфику джазового вокала;

· охарактеризовать основные модели бибопа в вокальной интерпретации.

Методологический фундамент исследования складывается на основе комплексного подхода, что позволяет наряду с работами по истории и теории джаза, принадлежащими отечественным [1; 2; 7; 9; 18; 20; 32; 37; 38; 43; 47; 49; 54; 57], и зарубежным [3; 17; 41; 46; 53; 65; 70; 71; 73; 74] авторам, использовать теоретический базис академического музыковедения, связанный с основополагающими концепциями стиля, жанра, теорией музыкального произведения [33; 34; 26; 48]. В основу исследования также положены работы, посвященные различным аспектам вокального искусства [6; 10; 13; 14; 24; 27; 35; 51].

Материалом исследования являются многочисленные джазовые композиции, как инструментальные, так и вокальные, связанные с техникой бибопа.

Конкретный сравнительный анализ основывается на различных интерпретациях джазовых стандартов «Cherokee», «Yardbird Suite», «Cotton Tail».

Научная новизна обусловливается почти полным отсутствием самостоятельных работ, посвященных бибопу в зарубежном и отечественном музыковедении. Вопрос о вокальном бибопе, насколько нам известно, исследователями джаза на сегодняшний день не рассматривался. Нашей целью (и в этом главный фактор новизны) является соединение эмпирических принципов, накопленных исследователями джаза, с методологическими основами академического музыкознания.

Теоретическое значение исследования связано с рассмотрением неизученных вопросов джазового музыковедения. Предложенный метод исследования соединяет теоретический фундамент академической музыкальной науки и практико-аналитический инструментарий джазоведения, что позволяет, с одной стороны, сохранить специфику изучаемого объекта, с другой - включить в исследовательское поле традиционного музыковедения огромный пласт музыкально-художественных явлений. Теоретическое значение работы состоит в том, что она соединяет логико-содержательные аспекты джазовой интерпретации и исполнительскую технологию.

Практическое значение полученных результатов определяется возможностью использования их как части вузовских курсов «Методики эстрадного пения», «Истории джаза», «Современной музыки».

Апробация исследования происходила на заседании кафедры интерпретологии и анализа музыки, в выступлениях перед студентами факультета эстрады и джаза. По материалам исследования опубликована статья «Специфика вокальной интерпретации в джазе (на примере бибопа)» в сборнике «Магистерские чтения».

Структура работы. Работа состоит из 3 разделов. Первый раздел посвящен историческим аспектам джаза в целом и бибопа в частности в сравнении со сходными явлениями в истории мировой музыки. Здесь же излагаются и теоретико-методологические основы бибопа как ведущего принципа джазового музицирования. Второй раздел посвящен вокальному интонированию как в академическом, так и в джазовом искусстве. Также здесь рассматривается специфика вокального бибопа. Третий раздел представляет собой серию сравнительных анализов инструментальных и вокальных интерпретаций в бибопе.