logo
Традиции бибопа в вокальной интерпретации

1.1 Теоретико-методологические основы изучения джазовой музыки

Джаз - одно из ярчайших явлений мирового искусства - привлекает к себе внимание многих исследователей, пытающихся постичь его феномен. Эволюция джаза от негритянского полупрофессионального бытового музицирования до универсального международного искусства произошла в кратчайшие сроки - всего за сто с небольшим лет джаз своеобразно повторил основные этапы развития европейской академической музыки.

Исследований, касающихся проблем джаза, существует огромное количество. Принадлежат они как зарубежным, так и отечественным авторам. В славянском музыковедении в советский период ощущался дефицит исследований по джазу В виду гонения на джаз со стороны советских властей [Баташев, Советский джаз].. Первый фундаментальный коллективный труд о джазе опубликован лишь в 1987 г. - «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» [47]. Среди авторов этого исследования - А. Медведев, О. Медведева, В. Фейертаг, Е. Барбан, А. Баташев, Л. Переверзев, В. Оякяэр, Д. Ухов и др. На протяжении многих лет с отдельными работами по джазу выступала В. Конен [20, 21, 22].

Активизация внимания к джазовому искусству среди украинских музыкантов и музыковедов наблюдается лишь в последние 10-15 лет. Традицию изучения джаза заложили В. Симоненко и В. Олендарев. Среди молодых украинских исследователей можно назвать B. Тормахову, С. Давыдова. В числе авторов отдельных статей - М. Герасимова, Е. Воропаева, А. Зозуля, Л. Кондакова и др. На Украине необходимость в научных исследованиях джаза выросла в связи с интенсивным развитием джазового образования в стране. Однако на данный момент работы славянских музыковедов либо имеют узкую направленность (например, диссертация А. Фишер [57], где бибоп рассматривается вне контекста мирового искусства), либо предельно широкую, но с некоторым нивелированием джазовой специфики (диссертация В. Тормаховой [55]). Следует особо отметить ценность статьи С. Давыдова «К вопросу об интерпретации текста в джазовой музыке» [9], раскрывающей джазовую специфику в аспекте прочтения музыкального текста, и актуальность статьи М. Герасимовой «К проблеме вокальной импровизации в джазе» [5], положившей начало исследованиям в области джазового пения.

Естественно, большая часть работ по джазовой проблематике принадлежит зарубежным, в основном американским исследователям. Но, к сожалению, зарубежные исследования, часто не соответствуют отечественной профессиональной музыковедческой научной системе. Кроме того, труды американских исследователей нередко содержат лишь критический взгляд самого автора на ту или иную проблему или явление. Наряду с этим отсутствуют исследования, в которых джаз мог быть включен в общую орбиту мирового академического музыковедения. Следовательно - отсутствуют историко-логические и фундаментально-теоретические факторы, объединяющие джаз с мировой музыкой.

Таким образом, в отечественном джазоведении наблюдается несформированность методологии изучения джазовой проблематики, так как наша музыковедческая наука стала серьезно заниматься данным вопросом относительно недавно. Что касается зарубежных исследований, то они ведутся в своей весьма замкнутой системе, опирающейся на методико-технологические принципы.

В наши дни именно в джазоведении большинство исследований существуют не в традиционной «книжной» форме, а в интернет-изданиях. Сюда можно отнести отечественные вэб-порталы Jazz.Ru, UKRjazz, вэб-сайт «Музыкальная лаборатория А. Козлова», электронные джазовые журналы «Jazz-квадрат» и «Полный джаз» и др. Среди зарубежных Интернет-изданий, содержащих информацию о джазе, можно назвать портал «Wikipedia, the free encyclopedia», а также личные сайты музыкантов - звёзд джаза. Основная проблема работы с такими изданиями заключается в том, что они полны непроверенной информации, в которой нередко встречаются противоречия (тексты написаны различными авторами, часто без ссылок на источник). Однако Интернет значительно расширяет возможности современного исследователя джаза, которому становятся доступны аудиозаписи самых различных жанров и периодов, биографические данные с официальных сайтов джазовых исполнителей, научные и публицистические издания исследователей разных стран, включая американский континент.

Как отмечают исследователи, главный парадокс заключается в том, что до наших дней не выработано даже единого определения джаза. Так, по мнению В. Симоненко, джаз - это род профессионального искусства [49, с. 36]. А. Баташев называет джаз оригинальным типом современного музицирования, отмечая, что «джаз в целом - уже не столько жанр и не какой-либо один стиль, а разновидность музыкально-импровизационного искусства, в котором сплавились традиции музыкальных культур крупных этнических регионов - африканского, американского, европейского и азиатского» [47, с. 80]. По всей видимости, отсутствие универсального определения джаза существенно затрудняет анализ джазовой музыки, периодизацию джазовых течений и направлений, порождает расхождения в их оценке. В самом джазоведении нет единого мнения, как действуют музыкальные категории стиля, жанра, музыкального произведения применительно к искусству джаза [16, с. 64].

Несогласование терминологичеческого аппарата джазологии и академического музыкознания, несформированность общего методологического фундамента приводит к тому, что с одной стороны, схожие явления в джазе и классической музыке не только получают разные названия, но и трактуются по-разному (в первую очередь это относится к определению музыкальных форм). С другой стороны - значительное влияние американской научной традиции не позволяет даже отечественному исследователю джаза использовать общую терминологию. А. Козлов в кратком предисловии к своей «Энциклопедии стилей ХХ века» [18] признается в том, что избегает употреблять понятие жанр относительно неакадемической музыки ХХ столетия, в частности - джазовой, так как не до конца понимает, каковы критерии его применения в данной области.

Из этого возникает проблема и в идентификации бибопа как жанра или как стиля джаза. На данный момент, практически во всех источниках - как в зарубежных [17; 46; 70], так и в отечественных [49; 73; 56; 57 и др.], фигурирует определение бибопа, как джазового стиля. А. Баташев, например, указывает на то, что понятие стиля в музыковедении достаточно ёмкое, поэтому произведения, содержащие одинаковую совокупность выразительных средств, сочетающихся по одинаковым правилам, относятся к одному стилю. Таким образом, диксиленд, свинг, бибоп, кул и т. д. автор причисляет к стилям джаза [47, с. 87]. Однако на сегодняшний день можно предположить, что джаз как род музицирования может быть назван жанром [69]. На наш взгляд, отнесение бибопа к стилю связано с тем, что, учитывая индивидуальную исполнительскую доминанту джазового музицирования, можно не заметить уже сложившиеся традиции жанрообразования. Как отмечает Е. Назайкинский, с определенного периода развития музыкального искусства начинается кристаллизация жанра [34, с. 137-138]. Этот этап связан с профессионализацией искусства, что соответствует этапу бибопа и его роли в джазовой эволюции. С развитием джаза в постбоповскую эпоху принципы бибопа стали задействоваться в других жанрах или же более свободно интерпретироваться. Большую роль стали играть разные стилевые «прочтения» традиций бибопа. Следовательно, на уровне музыкального произведения можно говорить о бибопе, как о жанровом стиле.