Традиции бибопа в вокальной интерпретации

дипломная работа

1.2.3 Развитие традиций бибопа в более поздних направлениях джаза

Благодаря бибопу джаз перестал выполнять только прикладную функцию - предельно быстрые или медленные (в балладах) темпы не способствовали выступлениям боп-бэндов на танцевальных площадках, усложненный музыкальный язык требовал внимания слушателей. Отныне люди стали приходить в клуб уже не танцевать, а послушать концерт джазовой музыки. Именно бибоп превратил джаз в музыку преподносимую.

Но не только смена функции стала следствием и результатом внедрения принципов бибопа в джазовую музыку. К началу 50-х годов бибоп видоизменялся настолько, что можно было говорить о появлении новых школ джаза, которые зародились и развились внутри бопа, а впоследствии стали существенно отличаться от него.

Две основные школы современного джаза получили свои названия вследствие определённых географических традиций. Принято считать, что музыканты восточного побережья США (англ. East Coast) исполняют джаз более "горячо", чем музыканты западного берега (англ. West Coast), которые придерживаются в своей игре более "холодного" ритмического "климата". [32, с. 35]. Поэтому говорят о существовании двух школ или направлений - Ист коуст джаза и Вест коуст джаза. Обе школы содержат характерные черты тех стилей современного джаза, благодаря которым они и сложились.

Направление Ист коуст обязано своим возникновением непосред-ственным модификациям бибопа, таким как хард боп, фанки, соул джаз. Хард боп, или нео боп (hard bop - "энергичный" боп; new bop - "новый боп") - направление, которое основывается на принципах бибопа и традиционного негритянского джаза с его вдохновенной импровизацией, экспрессивной манерой исполнения; соул джаз (soul jazz) - форма хард-бопа, в которой отразились элементы культовой негритянской музыки; фанки (funky) - способ исполнения, для которого характерны острая экспрессивная манера игры, отход от темперированного строя, использование ритмомелодических особенностей блюза. Именно в ист коуст джазе многие современные джазовые вокалисты - чернокожие, что обеспечивает частичный возврат к традициям негритянского вокала

Основополагающим для Вест коуст джаза стал появившийся в конце 40-х гг. новый стиль -- кул (cool - "холодный"), которому свойственны напевная выразительная мелодика и спокойная, изящная манера игры. Несомненно, кул взял за основу базовые принципы бопа - типичный состав ансамбля, усложненный музыкальный язык, виртуозность исполнения, причем музыканты кула ушли еще дальше в этом направлении. Главное отличие от бибопа - это "холодная" манера игры. Есть примеры вокального исполнения в манере кул. В качестве примера можно привести творчество певицы и пианистки Патрисии Барбер (Patricia Barber).

Делись добром ;)