logo
Фантазия C-dur Р. Шуман

II. Фантазия C-dur

Одно из самых вдохновенных шумановских созданий, Фантазия C-dur ор.17 (1836), посвящённая Ференцу Листу. Это выдающийся образец синтетической формы романтиков, сочетающей элементы сонаты, вариаций, рондо, песенных и полифонических принципов развития. Колеблясь в определении жанра этого произведения, Шуман вначале хотел назвать его «Большой сонатой», затем «Поэмами» и, наконец, избрал более свободное название -- «Фантазия». В ней большое место занимает лирика, навеянная личными переживаниями. «… Фантазию ты сможешь понять, -- писал Шуман Кларе, -- если мысленно перенесёшься к несчастному лету 1836 года, когда я должен был отречься от тебя».

Композиционная логика трёхчастного цикла Фантазии опирается в некоторой степени на программный замысел произведения. Композицию предвосхищает эпиграф из Фр. Шлегеля:

Во сне земного бытия

Звучит, скрываясь в каждом шуме,

Таинственный и тихий звук,

Лишь чуткому доступный слуху.

«Звук» в эпиграфе -- не ты ли это?» - писал Шуман Кларе Вик. Но монументальность «Фантазии», разнообразие и картинность многих её эпизодов говорят о широком и объективном замысле композитора. На это же указывают намечавшиеся вначале названия отдельных частей: первая -- «Руины», вторая -- «Триумфальная арка», третья -- «Звёздный венец».

Наибольшим своеобразием отличается форма её первой части -- рондо-соната весьма индивидуализированная. Необычное окончание цикла медленной частью подчеркивает его лирический характер.

Вместе с тем преобладающую во второй и третьей частях образно-выразительную сферу можно рассматривать как превращение в широкое самостоятельное полотно тех выразительных сторон, которые уже содержались в первой части. Так, вторая торжественно-героическая часть отталкивается от эпизода заключительной партии первой части. Третья часть, погружающая в сферу возвышенного созерцания и просветлённой лирики, укрупняет основной светлый настрой первой части.

По форме вторая часть -- пятичастное рондо с обширной кодой и динамически-фактурным варьированием трёхчастного рефрена. В первом эпизоде преобладает энергичное поступательное движение в характерном для Шумана пунктирном ритме. Второй эпизод (в As-dur) - скерцозный, подвижный раздел разработочного типа, в котором ощущается несколько фантастический колорит.

Первоначально издание «Фантазии» предназначалось в пользу фонда на сооружение памятника Бетховену. Это вероятно и отразилось на её содержании.

Третья часть весьма свободна по форме. Это цепь неторопливо развёртывающихся прекрасных лирических мелодий. Они словно рождаются из спокойного прелюдирования в хоральном духе. Этот «прелюдийный» четырёхтакт будет звучать неоднократно, в расширении завершая всю часть. Последовательность мелодий связана с нарастанием эмоциональной активности. Если первая отмечена спокойной размеренностью, звучит в среднем регистре, то вторая -- это плавный, но более оживлённый спад от вершины. Третья мелодия более энергична, в ней появляются интонации лирического призыва. Именно она, причём дважды, приобретает торжественный гимнический облик. В целом третью часть можно трактовать как лирическую постлюдию, снимающую и растворяющую контрасты предыдущих частей.

Введение в разработку первой части эпизода «В духе легенды» усиливает романтический колорит произведения.

Фантазия близка сонатам не только своими образами, но и тематизмом. Страстная, флорестановская тема, открывающая сочинение, основана на интонациях, близких теме Клары Вик.

Фантазия C-dur Шумана является исключительным случаем применения формы рондо-сонаты в первой части циклического произведения. Здесь очевидна трактовка рондо-сонаты именно как видоизменённой сонатной формы. Даны добавочные проведения главной темы в конце сонатной экспозиции и репризы. Это связано с обычным для Шумана тяготением к рефренности.