logo
Фантазия C-dur Р. Шуман

Заключение

В результате проведённого анализа можно сделать вывод, что форма I части Фантазии C-dur Р. Шумана -- рондо-соната, но весьма индивидуализированная. Фантазия Шумана является исключительным случаем применения формы рондо-сонаты в первой части циклического произведения. Здесь очевидна трактовка рондо-сонаты именно как видоизменённой сонатной формы. Даны добавочные проведения главной темы в конце сонатной экспозиции и репризы. Это связано с обычным для Шумана тяготением к рефренности.

Именно в фортепианном творчестве Шумана наиболее полно проявились все ценные и оригинальные черты его стиля, что можно видеть на примере Фантазии. Он смело развивал новаторские идеи, которые наметились в поздних произведениях Бетховена, в сонатах и симфониях Шуберта. В своих произведениях Шуман стремился к некоему объединяющему центру -- романтической поэме. Поэма унаследовала традицию многих классических форм (сонатной, сюиты, рондо, вариаций), но использует их в своеобразных и гибких сочетаниях. Открыла композиторам новые возможности. Она позволила насытить произведение различными образами, настроениями, психологическими оттенками, и вместе с тем быть необычайно целостной в своём развитии. Поэма является наиболее свободной и гибкой из романтических форм. Можно сделать вывод, что в Фантазии C-dur Шуман наиболее тесно приблизился к данной форме. Не случайно в замысле композитора одним из первых названий произведения была «Поэма». Введение в разработку первой части эпизода «В духе легенды» усиливает романтический колорит произведения.

Мелодический язык Шумана тесно связан с немецкой бытовой песней и классической музыкой. Оригинальность стиля проявилась в индивидуализации мелодии. Шумановские темы отражают богатую область внутреннего, эмоционального мира человека с его чувствами, переживаниями. Одной из важных особенностей мелодики Шумана -- свободное конструирование мелодического рисунка. Композитор лишает мелодию чётких рамок, как бы уподобляя её фразе, обрамлённой многоточиями. Вместо законченных мелодий классического типа Шуман даёт небольшие мелодические фрагменты-мотивы. Эти недосказанные, но очень выразительные мысли, то проявляются, то погружаются в общее течение музыки.

Шуман придаёт большое значение мелодической связанности, протяжённости музыки. С этим связана склонность композитора к полифонии. Полифонические преобразования основных тем, развитость, самостоятельность сопровождающих голосов усиливают общую певучесть музыки и придают ей напряжённый лиризм.

У Шумана значительно возрастает самостоятельная роль отдельных элементов музыкального целого: гармонии, ладотонального плана, фактуры. Наряду с классическими гармониями широко использует альтерированные аккорды, аккорды с добавочными тонами. Тональный план решён весьма своеобразно: уход в субдоминантовую сферу в побочной партии, реприза -- в одноименном миноре и лишь в конце возвращение главной тональности.

Оригинальный виртуозный стиль фортепианного изложения, основанный на импровизационности. Образная насыщенность музыкальной ткани -- отсюда частая смена фактурных приёмов. Фантазия требует огромного мастерства и исполнительского темперамента, звукового блеска и технической виртуозности.

Так богатые ресурсы фортепиано в руках мастера-новатора стали средством выражения тонких и глубоких чувств. «Я слышу здесь целый оркестр», ? писала Клара Вик в первом отклике на Фантазию.

Монументальная Фантазия C-dur Р. Шумана пользуется широкой известностью как одно из самых светлых произведений композитора.

Литература

Амброс, А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / А.В. Амброс. М., 1988 - 62с.

Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений ч.2 / М.Ш. Бонфельд. М., 2003 - 208с.

Владыкина-Бачинская, Н.М. Роберт Шуман / Н.М. Владыкина-Бачинская. М., 1968 - 165с.

Житомирский, Д.В. Роберт и Клара в России / Д.В. Житомирский. М., 1962 - 216с.

Житомирский, Д.В. Шуман/ Д.В. Житомирский. М., 1960 - 88с.

Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. М., 2003 - 272с.

Конен, В.Д. История зарубежной музыки / В.Д. Конен. М., 1984 - 534с.

Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М., 1979 - 528с.

Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна. М., 2003 - 272с.

Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. М., 1967.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. СПб, 2001 - 496с.

Юденич, Н.Н. Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики / Н.Н. Юденич. Мн., 2006 - 148с.

Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. М., 1956 - 400с.

Шуман, Р. О музыке и музыкантах / сборник статей в 2-х томах. М., 1975

Шуман, Р. Письма (1817 - 1840) / Р. Шуман том 1. М., 1970 - 720с.