logo
Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ

§2. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков у учащихся-пианистов на начальном этапе обучения

Основная цель начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной для этого возраста форме.

Считается, что обучение пианизму надо начинать с раннего детства, желательно не позднее десятилетнего возраста. Дети усваивают гораздо быстрее, их ум более восприимчив, чем у взрослого. Это не значит, что более поздний возраст исключается, но для разработки и постановки рук для профессиональной игры чем раньше, тем лучше.

В начальный период обучения создается «творческий фундамент», на базе которого формируется отношение к музыке как искусству и закладывается основа для будущего общемузыкального и профессионально-музыкального образования детей.

Научить ребенка играть на инструменте можно разными путями. Нередко наблюдаются устарелые методы преподавания: копирование учеником своего педагога, строгое выполнение непонятных ему правил-догм или усвоение изучаемого материала не столько слуховым, сколько зрительным и осязательным способом. Эти путем педагог может довольно быстро научить ребенка играть маленькие пьесы. Но в таком случае не развиваются природные данные ученика, не пробуждается самостоятельность, сознательное отношение к музыке; ребенок часто не слышит и не понимает смысла того, что исполняет.

Другой, противоположный способ подхода к учащемуся заключается в том, что педагог не спешит научить ученика “играть”. Первые занятия он посвящает наблюдению за ребенком и распознаванию его природных данных. Шаг за шагом учитель развивает эти данные и музыкальное мышление ученика, начиная с анализа общего настроения простейших мелодий, затем постепенно знакомит малыша с членением мелодической линии на мотивы, фразы, предложения и периоды.

Трудность первоначального обучения вытекает из того, что игра на фортепиано с первых же шагов требует распределения внимания между большим числом объектов. [14]. «Начинающий ученик должен: верно читать нотный текст, брать нужные клавиши нужными пальцами, соблюдая правильные штрихи, делать достаточно ловкие движения; …слышать и контролировать свою игру; играть достаточно красивым, певучим звуком, осмысленно и в какой-то мере эмоционально». [16, с. 62] Современная методика облегчает дело начального обучения тем, что игра по нотам вводится не с первых уроков, а в зависимости от способностей ученика. Обучение нотной грамоте рекомендуется вводить только тогда, когда обозначение звуковой высоты, метра, ритма из абстрактных звуков превратятся в живую реальность и заинтересуют ребенка, когда изучение их будет проводиться на основании многочисленных наблюдений ребенка за музыкой. [14].

Большой опыт воспитания юных пианистов музыкальных школ позволяет обнаружить на всем пути их семилетнего обучения характерные вехи, почти установившиеся периоды, на протяжении которых выкристаллизовываются свои особенности музыкального, слухового, пианистического развития школьников.

Определяемые программой класса специального фортепиано семь лет обучения являются в известной мере условными и имеют отношение не столько к выявлению ступеней развития учащегося, сколько к системе репертуарного планирования.

Первые четыре класса музыкальной школы являются периодом широкой доступности фортепианного обучения для детей с различными врожденными музыкальными данными. Не случайно наибольшее количество детей обучаются именно на этой первоначальной ступени музыкального образования как в музыкальных школах, так и в студиях, кружках, музыкальных классах общеобразовательных школ.

В указанный период и в большой мере уже в двух начальных классах четко прослеживается динамика развития врожденных музыкальных данных и их преобразования в комплекс музыкально-исполнительских способностей.

Окончание названного отрезка общего начального музыкального образования (1 - 4 классы) является своего рода рубежом, переломным моментом, который выявляет возможности общемузыкального и музыкально-исполнительского развития учащегося.

К концу периода, как показывают наблюдения на специальных и теоретических занятиях, также обнаруживаются характерные неравномерности в развитии музыкально-слуховых и исполнительских способностей у разных групп учащихся. Основным критерием определения этих неравномерностей являются практические показатели успехов учащихся.

Результаты наблюдений развития пианистов на протяжении их четырехлетнего обучения позволяют выделить несколько типичных по своим общемузыкальным и профессионально-музыкальным способностям групп учащихся.

Одна часть учащихся (количественно наименьшая) успешно справляется с наиболее высокими требованиями программы, продуктивно и целостно усваивает весь комплекс художественных и инструментальных навыков, проявляет самостоятельность и творческую пытливость при изучении музыкальных произведений и даже опережает остальных учеников в своем развитии. Пианисты этой группы, безусловно, являются перспективными в отношении будущего исполнительского совершенствования.

Другая часть учащихся, обладая хорошими музыкально-слуховыми данными, успешно развивается в слуховом восприятии и осознании закономерностей музыки, однако менее податлива в овладении комплексом необходимых для исполнительства технических навыков. Об этом в первую очередь свидетельствует замедленное и негибкое усвоение различных видов мелкой техники. При естественном и выразительном исполнении кантиленных произведений учащиеся этой группы недостаточно успешно овладевают произведениями с подвижной фактурой. Для них намечается перспектива будущей специализации в музыкально-теоретической, дирижерской, порой композиторской деятельности.

Наконец, учащиеся третьей группы (количественно наибольшей), обладая средне необходимыми музыкально-слуховыми данными, менее гибки к восприятию музыки и усвоению навыков исполнительства. Вместе с тем при соответствующем педагогическом руководстве, при внесении в занятия форм широкого общемузыкального развития они могут успешно учиться и, завершив школьное музыкальное образование, стать хорошо подготовленными слушателями музыки и полезными участниками различных видов музыкальной самодеятельности.

В связи с обнаруженными неравномерностями в музыкально-слуховом и исполнительском развитии детей от педагога требуется гибкое владение как общими, подходящими для всех детей, так и избирательными, индивидуализированными методами обучения.

В гармонически целостном воспитании учеников с разными способностями педагогу необходимо своевременно выявлять их положительные качества и недостатки. Анализируя направленность развития ученика, педагог предпринимает все необходимое для его успешного обучения. Однако и до сего времени наблюдается сниженный интерес многих педагогов к общемузыкальной работе с учащимися. Именуя таких учеников «бездарными», педагог мало инициативен в поисках новых форм работы и особенно в развитии навыков музицирования, повышающих интерес детей к музыке. Между тем в работе с такими учащимися пытливые педагоги-воспитатели добиваются столь высокого уровня их музыкального развития, что появляется перспектива их дальнейшего успешного профессионального обучения. Особенно чревата отрицательными последствиями унификация методов обучения, сведение их к единому стандарту. Обусловленная подходом некоторых педагогов к воспитанию ученика с позиции узкого исполнительства, она тормозит широкое музыкальное развитие основной массы обучающихся. Не менее отрицательна и другая тенденция - «сдерживание» исполнительского роста одаренных детей, всегда удачно себя проявляющих на эстраде в специально подобранном, выгодном для их индивидуальности репертуаре.

Внимание педагога должно быть сосредоточено на распознание общепсихологических и музыкально-психологических особенностей возраста, характера начального формирования слуховых восприятий, представлений и игровых навыков и в соответствии с этим определение линии репертуарного планирования.

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Поступление в школу знаменует собой переход от игровой системы познания окружающего к учебной, в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше. Однако в принципах обучения старших дошкольников и начинающих, семилетних школьников сохраняются и общие приемы наглядно-игрового восприятия и познания окружающего.

Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, отсутствием дифференцированного ощущения разнохарактерных гармонизаций мелодий, активностью восприятия ритмики, сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях.

Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем прививать им специальные игровые навыки на основе интенсивно развитых в дошкольном возрасте двигательных функций. Гибкость мускулатуры, присущая возрасту, исключительно благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы.

Успехи в обучении младших школьников определяются не только своевременным распознаванием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара, отвечающего требованиям развития данной индивидуальности. [10].

Самой главной технической задачей на начальном этапе обучения игре на фортепиано является рационально хорошее звукоизвлечение. Соответственно музыкальному представлению извлекаются звуки с призвуками или без них, более сильные и более слабые, словом, вся техника в целом зависит непосредственно от музыкального представления.

С точки зрения развития пианистического аппарата, самое главное условие обучения начинающих состоит в том, чтобы развить музыкальную фантазию у ребенка прежде, чем сажать его за инструмент. Этим целям служит подготовительный класс с воспитательными играми и пением.

Техническая работа, необходимая в фортепианной игре, даже в самых простых случаях возлагает на ученика сложную, многообразную задачу. Одна из трудностей, представляющихся на начальном этапе обучения - размеры рояля, величина и вес его клавиш рассчитаны на взрослого исполнителя.

Подготовительные классы должны выполнять разносторонние задачи с точки зрения фортепианной игры. Нужно развивать у ученика навыки многоголосья, способность одновременной концентрации внимания в разные стороны, и в то же время по мере возможности, уже здесь следует разрешать некоторую часть механических трудностей, которые появляются уже в самом начале обучения игре на фортепиано. [3,с. 220]

Итак, ввиду затрудненной концентрации внимания у обучающихся на начальном этапе, целесообразным, по мнению педагогов, является разделение начального этапа обучения на некоторые периоды. Распространено деление на донотный и нотный периоды.

В связи с неравномерностями в музыкально-слуховом и исполнительском развитии детей от педагога требуется гибкое владение общими и избирательными, индивидуализированными методами обучения.

При подборе репертуара для ребенка, педагогу необходимо обратить внимание не только на различие детей по музыкальным способностям, но и на индивидуальные общепсихологические и музыкально-психологические особенности.

Главной задачей в обучении начинающего пианиста является хорошее звукоизвлечение, на это направлены методические рекомендации педагогов-практиков.