logo
Фортепианное творчество Исаака Альбениса

1.2 Краткая биография Альбениса

Исаак Альбенис родился в каталонском городе Кампрадон в 1960 году.

Его отец родом из северной Испании ? Басконии, мать из южной ? Андалусии.

Путешествовать он начал еще в детстве, бежав от давления отца, желавшего сделать его вундеркиндом. Он познал нищету и голод в США, где, чтобы выжить, работал в порту, поднося багаж пассажирам, но это не изменило его артистическую сущность, он не терял из виду свою путеводную звезду, которая всегда вела его в искусство. Он поехал в Лейпциг за образованием и брал уроки по теории и композиции у Рейнеке и Ядассона, потом у Геварта в Брюсселе, и, наконец, в 18 лет встретился в Будапеште с Листом. Во время тяжких жизненных испытаний люди, встречающиеся и окружающиие его на пути, помогали и поддерживали юного артиста, обладающего светлой и открытой натурой. Так, например, пассажиры, восхищенные его игрой, купили ему билет на пароход когда ему нужно было уехать в Южную Америку из Кадиса, чтобы избежать ареста за побег из дома. До этого в поезде Альбенис познакомился с графом Гильермо де Морфи Гильермо де Морфи - композитор и исследователь старинной испанской музыки., который позже способствовал обеспечению его стипендией, благодаря которой молодой композитор мог получить образование.

В Будапеште Альбенис встречает легендарного Листа, расспросившего его обо всем, ? родителях, отношении к религии и музыке, на его вопросы Альбенис отвечал совершенно искренне, чем заслужил большую симпатию великого композитора и пианиста, в будущем оказавшего определяющее влияние на дальнейший путь Альбениса и в музыкальном, и в общекультурном смысле. К этому времени он уже живет во Франции, но остается истинным испанцем. Сначала он начал играть на органе в бенедиктинском монастыре в Саламанке, будто бы задумываясь о вступлении в монастырь, но настоятель «предложил ему испытать себя в миру», видимо поняв какой перед ним темперамент. Тогда он предпринял еще одну поездку по Южной Америке, уже как пианист-виртуоз и композитор произведений, которые тогда еще были записью импровизаций.

Позже Альбенис почувствовал потребность в более профессиональной композиторской подготовке, что привело его в Барселону, к Фелипе Педрелю, занятия с которым не носили систематический характер, были далеки от традиционного академизма и носили характер творческих бесед, так как ученик пришел к учителю уже взрослым, со сложившимся характером, и ему трудно было подчиниться дисциплине систематических уроков. Талантливый педагог смог найти индивидуальный подход к своему неординарному ученику, а «личность Педреля произвела на него (Альбениса) глубокое впечатление, в беседах с ним Альбенису раскрылись широкие музыкально-исторические и творческие горизонты…» Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М., Сов. композитор, 1977. С.130..

В произведениях Альбениса его национально-самобытная индивидуальность проявлялась уже в 80-х годах, еще до опубликования манифеста Педреля. А педагог смог придать форму, сделать профессиональным интуитивно и стихийно развивающееся творчество Альбениса.

В 1883 году Альбенис женился, поселился в Барселоне, где провел два творчески продуктивных года, потом он жил в Мадриде, где с большим успехом концертировал как пианист (критики сравнивали его с Антоном Рубинштейном, который до этого гастролировал в Испании). Потом он с огромным успехом гастролировал в разных странах Европы как композитор и пианист исполняя свои и классические произведения, 1890-93 года он прожил в Лондоне, где концертировал и создал оперу «Магический опал». Там он привлек внимание лондонского финансиста Коутса, в качестве хобби писавшего под псевдонимом Маунтсон либретто для опер, который предложил помочь композитору в трудных финансовых обстоятельствах при условии написания музыки на его либретто, ? так появилась в числе других опер известная «Пепита Хименес».

В 1898 году он тяжело заболел, и на известие об этом в Испании появилось много откликов, что говорит о его популярности на родине во время его проживания в других странах. В 1893 он поселился в Париже, где существовал большой интерес к испанской музыке. Там он стал свидетелем формирования партий дебюссистов и франкистов. Он отдал предпочтение франкистам (Форе, Дюка, Деода де Северак, Шоссон и др.), создал много разнообразных произведений, в том числе сюиту «Иберию» и «Наварру», оркестровую рапсодию «Каталонию», которая была охарактеризована прессой как «самая блестящая испанская фантазия».

Он был всюду популярен и любим и всегда принят. В 1909 он умер в возрасте 49 лет, долго болея перед этим, находясь на вершине признания, среди «передовых представителей испанского искусства, распространявших его славу во всем мире». Вайсборд М. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов.композитор,1977. С.110.

Альбенис и как человек был теплым, доброжелательным и открытым, люди всегда тянулись к нему, у него было много друзей. Он всегда помогал людям, которые в этом нуждались, был жизнерадостен и полон энтузиазма, и, даже, когда он был уже тяжело болен, никто даже не догадывался о его состоянии. «Тяжело больной, он создал жизнерадостный, проникнутый юмором фортепианный цикл «Визит Ивонны»» Вайсборд М. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов.композитор,1977. С.110., посвященный его маленькой ученице.

«Исаак Альбенис принадлежал к тем мужественным людям, которые скрывают свои страдания для того чтобы не страдали другие» Там же..

У него было много друзей и почитателей среди людей искусства.

С консерваторских лет и в течение всей жизни он дружил со скрипачом Э.Арбосом. Испанский поэт Гарсиа Лорка, который сам начинал путь в искусстве как пианист, воспевал его в стихах, а после смерти читал эпитафию, ДЭнди посвятил ему свою симфонию для оркестра и фортепиано, И.Падеревский - Ноктюрн,в Англии его ценителем был Бернард Шоу, который написал о нем в своей книге афоризмов «О Музыке и музыкантах». Да и мало кто оставался к нему равнодушным, так как его музыка переносила слушателя в теплый, солнечный, благоухающий, полный любви край. Все кто его знал, отмечали его исключительные человеческие качества.