logo
Характеристика музыкальной стилистики И. Брамса

2.1 Краткая биография композитора

Иоганнес Брамс родился 7 мая в Гамбурге в 1833 году в музыкальной семье. Его отец, прошедший трудный путь от бродячего музыканта-ремесленника до контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра, дал сыну первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но Иоганнеса больше привлекало фортепиано. Успехи в занятиях с Ф.Косселем (позднее - с известным педагогом Э.Марксеном, который ориентировал его на классические и раннеромантические образцы) позволили ему в 10 лет принять участие в камерном ансамбле, а в 15 - дать сольный концерт.

С ранних лет И.Брамс помогал отцу содержать семью, играя на фортепиано в портовых кабачках, делая аранжировки для издателя Кранца, работая пианистом в оперном театре и т. п. Брамс провел детство в нужде, но, не смотря на это много писал. К двадцати годам он был уже автором многочисленных сочинений в различных жанрах, большей частью уничтоженных. Первые же изданные сочинения (3 сонаты и скерцо для фортепиано, песни) обнаружили раннюю творческую зрелость молодого композитора, что привлекло всеобщее внимание [29].

В 1853 году И.Брамс вместе с венгерским скрипачом Э.Ременьи совершил гастрольную поездку по городам Германии. В Ганновере встретился со скрипачом Й.Йоахимом (в дальнейшем их связывала тесная дружба), в Веймаре - с Ф.Листом, в Дюссельдорфе - с Р.Шуманом [2].

И.Брамса желали видеть в своих рядах представители и Веймарской, и Лейпцигской школ. Он хотел остаться в стороне от вражды этих школ, но подпал под обаяние Роберта Шумана и его жены, пианистки Клары Шуман.

Художественные убеждения и предубеждения (в частности против Листа) этой четы были для него непререкаемы. Дом Шуманов в Дюссельдорфе надолго приковал к себе И.Брамса, связавшего свою жизнь и судьбу с трагической судьбой мастера и пережившего там второе рождение - человека и художника. Горячая поддержка Р.Шумана и некоторых близких ему музыкантов (Й.Иоахима, Ю.О.Гримма, А.Дитриха и др.) не повлекла за собой, однако, сочувствия в лейпцигском кругу, не принявшем первого фортепианного концерта (с которым Брамс выступил в 1859 году в Лейпциге), отрицательно к нему отнеслись и «веймарцы».

Иоганнес Брамс отгородился от полемики, но в творчестве продолжал ее. Взяв лучшее от обеих школ, он музыкой доказывал неразрывность идейности, народности и демократизма как основ реалистичного искусства [13].

В начале 60-х годов Брамс изучает народную песню и венскую классику (песни, ансамбли, хоры), приступает к работе над крупными вокально-симфоническими сочинениями («Немецкий реквием», 1-я симфония).

В 1862 г. И.Брамс едет в Вену, где постепенно обосновывается на постоянное жительство. Творческая позиция композитора оказалась противоположной вагнеровской. Идеи «музыки будущего», связанные с ее непременным соединением с драмой, с отказом от многих завоеваний прошлого, обожествление вагнерианцами ее творца не могли привлечь И.Брамса.

Однако его отношение к Р.Вагнеру было отнюдь не однозначным. Величие творческой фигуры старшего современника не вызывало в нем сомнений. Оба композитора почти одновременно прибыли в Вену (1862-1863). Первые успехи И.Брамса в Вене были связаны с горячей поддержкой П.Корнелиуса и К.Таузига - музыкантов, близких Р.Вагнеру. В свою очередь И.Брамс не разделял позиции многих венцев, упорно противодействовавших постановке «Тристана и Изольды», помогал П.Корнелиусу и К.Таузигу в переписке партий для вагнеровского концерта. Во время первой (и единственной) встречи с И.Брамсом Р.Вагнер высоко отозвался о вариациях на тему Генделя, однако вскоре его отношение резко изменилось. И.Брамс же никогда в открытой полемике по поводу творчества Р.Вагнера, как и позже (в 80-х годах) - по поводу симфоний А.Брукнера, не участвовал. Р.Вагнер, считавший И.Брамса «плетущимся в хвосте Роберта Шумана», не жалел критических стрел в его адрес [6].

И все-таки, при всем драматизме и ожесточенности споров вокруг Иоганнеса Брамса, музыкальная Вена стала для него второй родиной. Город, хранящий память В.Моцарта и Й.Гайдна, Л.Бетховена и Ф.Шуберта, возводивший - как раз при И.Брамсе - пышные «римские» постройки, и собиравший в своих архивах ценнейшие рукописи и издания прошедших веков, - такой была Вена, принявшая И.Брамса.

Данью венской (в т. ч. шубертовской) традиции бытовой музыки стали вальсы для фортепиано в 4 и в 2 руки (1867). Также «Песни любви» (1869) и «Новые песни любви» (1874) - вальсы для фортепиано в 4 руки и вокального квартета, где композитор иногда соприкасается со стилем «короля вальсов» - И. Штрауса (сына), музыку которого он высоко ценил.

С середины 70-х годов И.Брамс целиком отдаётся творческой деятельности. Он часто выступает с исполнением своей музыки как дирижёр, приобретает известность как пианист, особенно охотно исполнял партию фортепиано в собственных камерных ансамблях (играл И.С.Баха, Л.Бетховена, Р.Шумана, свои произведения, аккомпанировал певцам). Много путешествует (посещает города Германии, Венгрии, Голландии, Швейцарии, Галиции, Польши). В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера «Немецкого реквиема» - самого крупного сочинения И.Брамса (для хора, солистов и оркестра на тексты из Библии) - имевшая громкий успех. Это годы общественного признания и ширившейся славы композитора.

Укреплению авторитета И.Брамса в Вене способствовала его деятельность руководителя хора Певческой академии (1863-1864), а затем - хора и оркестра Общества любителей музыки (1872-1875). Интенсивной была его деятельность по редактированию фортепианных произведений И.С.Баха, Ф.Куперена, Ф.Шопена, Р.Шумана. Он способствовал изданию произведений А.Дворжака - тогда еще мало известного композитора, обязанного И.Брамсу горячей поддержкой и участием в его судьбе.

Полная творческая зрелость ознаменовалась обращением композитора к жанру симфонии (Первая - 1876, Вторая - 1877, Третья - 1883, Четвертая - 1884-1885). На подступах к осуществлению этого главного дела своей жизни И.Брамс оттачивает мастерство в трех струнных квартетах (Первый, Второй - 1873, Третий - 1875), в оркестровых Вариациях на тему Гайдна (1873). Близкие симфониям образы воплощаются в «Песне судьбы» (по Ф. Гельдерлину, 1868-1871) и в «Песне парок» (по И. В. Гете, 1882) [23].

Светлая и вдохновенная гармония Концерта для скрипки с оркестром (1878) и Второго концерта для фортепиано с оркестром (1881) отразила впечатления от поездок в Италию. С ее природой, так же как и с природой Австрии, Швейцарии, Германии (композитор обычно сочинял в летние месяцы), - связаны замыслы многих произведений И.Брамса. Их распространению в Германии и за ее пределами способствовала деятельность выдающихся исполнителей: Г.Бюлова - дирижера одного из лучших оркестров в Германии; скрипача И.Иоахима (ближайшего друга И.Брамса) - руководителя квартета и солиста.

В 70-80-е годы - зрелый период творчества, автор пытается сочетать содержательность с демократической доходчивостью, написаны камерные ансамбли разных составов (3 сонаты для скрипки и фортепиано, вторая соната для виолончели и фортепиано, 2 трио для скрипки, виолончели и фортепиано, 2 струнных квинтета). Концерт для скрипки и виолончели с оркестром произведения для хора a cappella явились достойными спутниками симфоний. Наряду со сложными циклами создает музыку для домашнего музицирования - «Венгерские танцы», вальсы для фортепиано.

Эти сочинения конца 80-х годов подготовили переход к позднему периоду творчества, отмеченному господством камерных жанров. Под конец жизни, творческая активность И.Брамса слабеет. Он задумывает симфонию и ряд других крупных сочинений, но осуществляет замыслы лишь камерных пьес и песен. Сузился не только круг жанров -- но и круг образов. Очень требовательный к себе, Иоганнес Брамс, боясь истощения творческой фантазии, думал о прекращении композиторской деятельности. На проявлении творческой усталости одинокого, разочарованного в жизненной борьбе человека сказывалась и мучительная болезнь, сведшая его в могилу [18].

Но и последние годы ознаменованы созданием правдивой, гуманистической музыки, воспевающей высокие нравственные идеалы (фортепианные интермеццо, кларнетный квинтет, «Четыре строгих напева»). Свою немеркнущую любовь к народному творчеству Брамс запечатлел в сборнике «49 немецких народных песен» для голоса с фортепиано.

Умер Иоганнес Брамс утром 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище.