logo
В.Ф. Одоевский - деятель русской музыкальной культуры

I. Жизнь и творчество В.Ф.Одоевского

Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) вел свое происхождение из княжеского рода Рюриковичей. Известен как писатель, философ, музыкальный теоретик, педагог Сахаров В.И. Одоевский Владимир Федорович // БСЭ. Электронный ресурс: [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00054/59100.htm]..

В.Ф. Одоевский начал активную общественную жизнь еще со студенческих времен, когда он обучался в Московском университетском благородном пансионе. На его квартире было организовано «Общество любомудров», разделявшее шеллингианские идеи профессоров Московского университета М.Г. Павлова и Д.М. Велланского.

Постоянными членами объединения были Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер, братья Киреевские. Также на собраниях регулярно появлялись философы и публицисты А.С. Хомяков, М.П. Погодин и В.Г. Белинский. Особую активность деятельность общества приобрела в 1823-1825 гг., но после декабристского восстания 1825 г. деятельность кружка была приостановлена.

В то время В.Ф. Одоевский начал свою литературно-публицистическую деятельность. Так, в сотрудничестве с Кюхельбекером он стал издавать альманах «Мнемозина», приступил к написанию романа «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который так и не был завершен Турьян М. А. Странная моя судьба... О жизни Владимира Федоровича Одоевского. - М., 1991. - С. 14..

В 1826 году В.Ф. Одоевский поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и стал жить и работать в Санкт-Петербурге.

В Петербурге Одоевский активно занялся литературным творчеством, обращаясь к различным жанрам - публицистика, романтическая проза, сказки (одна из самых известных - «Городок в табакерке»), философские эссе и рассказы. Его тексты уже тогда находили живой отклик со стороны современников и обладали свежестью и актуальностью. В.В. Зеньковский отмечает, что для 30-х гг. XIX в. «наиболее интересным и характерным ...является то, что писал и печатал в то время кн. Одоевский» Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997. - С. 22.. А по словам П.Н. Сакулина, «из всех любомудров кн. Одоевский в 30-х годах был наиболее способен служить живой связью между двумя поколениями» Цит. по: Зеньковский В.В. Указ. соч. - С. 22..

В своих текстах Одоевскому удавалось избежать резкостей и крайностей, характерных для журналистики 40-х гг. XIX в. Работая над определением «духа времени», В.Ф. Одоевский резко отзывается о материализме, характерном для Европы, стремлении к наживе и наслаждениям, увеличению числа войн. В этих позиций, князь Одоевский досадовал, что «духовные начала утратили свою силу над одряхлевшим старым миром и Америкой» Там же. .

Уже в 1844 г. было издано трёхтомное собрание сочинений В.Ф.Одоевского. Как литератор и публицист В.Ф.Одоевский сотрудничал с пушкинским «Современником», «Вестником Европы», некоторыми энциклопедиями. Кроме этого он Одоевский стал редактировать «Журнал Министерства Внутренних дел», а в 1846 году стал помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея Сахаров В.И. Указ. соч. .

Личностью Одоевский был яркой и даже, в некотором роде, эксцентричной. Его эстетизм и особый стиль привлекал своей необычностью и некоторым мистицизмом, недаром Одоевский получил от Пушкина прозвище «гофманоская капля» См.: Голубева О.Д. В.Ф.Одоевский. - СПб.: РНБ, 1995.. Можно отметить, что и художественные тексты Одоевского отчасти перекликаются с творчеством и взглядами немецкого писателя Э. Гофмана.

Начиная с 40-х гг. XIX в. Одоевский увлекся естествознанием, начав активно пропагандировать идеи народного просвещения. В течение длительного времени Одоевский был редактором «Сельского Обозрения», а также участвовал в выпуске книжек библиотеки «Сельское чтение», популярно излагая особенности ведения сельского хозяйства, значения и способов межевания, доступно рассказывал о газе, железных дорогах, порохе, распространенных болезнях и т.д. Кони А.Ф. Одоевский, Владимир Феодорович // Электронный ресурс: [http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/073/73824.htm].

Забота о народе и его нуждах Одоевского распространялась не только на просветительскую деятельность, но и реализовывалась в активных действиях. Например, он принял активное участие в устройстве детских приютов, больницы для малоимущих в Петербурге, которая затем стала называться Максимилиановской, а также Елисаветинской детской больницы. В 1846 г. при его активном участии было создано Общества посещения бедных в Петербурге. В деятельность общества входило регулярное посещение бедных, на его базе были основаны три женские рукодельни, детский «ночлег» и школа, лечебница, жилье для престарелых женщин, семейные квартиры для неимущих, дешевый магазин для беднных, а также оказывалась адресная помощь деньгами и вещами. Все эти деяния внесли значительную лепту в организацию благотворительной деятельности и принесли реальные плоды по облегчению участи нуждающегося населения Там же. .

В.Ф. Одоевский оставил заметный след в законодательной сфере. В частности, его работа способствовала смягчению политики России в Грузии, которая с его подачи стала более эффективной. Сыграл он свою роль и в процедуре отмены крепостного права Махлина С.Т. В.Ф.Одоевский о языке музыки // Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. -- СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000. - С. 103..

В 1861 г. Одоевский вместе с Румянцевским музеем, будучи его директором, вновь переехал в Москву. Там он был назначен сенатором московских департаментов сената, в должности которого в этих пор состоял до конца жизни (1869 г.).